I СЕМЕСТР
УРОК 27
Тема. Сильная и слабая позиция гласных звуков в словах. Сопоставление произношения и написания слов
Цель: формировать у учащихся умение произносить и писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова; развивать орфографическую зоркость, наблюдательность; обогащать словарный запас; воспитывать интерес к изучению языка.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний учащихся
— Сколько в слове ударных слогов?
— Какой слог называется ударным?
— Как называются остальные слоги?
— Послушайте грамматическую сказку.
ЗАКОЛДОВАННЫЕ БУКВЫ
Как-то в прекрасную страну Азбуковедения прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что стали они друг на друга похожими. Буква о стала похожа на а, е на и. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе Ударение могло помочь буквам. Достаточно было ему ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с неё обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Запомните волшебные слова:
Ударение над гласной может сделать букву ясной.
— В многосложном слове ударение падает только на один слог. Гласный в этом слоге находится под ударением, или в сильной позиции. Он сильный. Его мы можем легко обозначить на письме соответствующей буквой.
В безударных слогах гласные — слабые. На них нужно обратить особое внимание. Их надо проверять.
Вот этому мы и будем учиться сегодня на уроке.
IV. Работа по теме урока
1. Прочитайте. Какие гласные в выделенных словах безударные? Как вы проверите написание безударных гласных? Спишите. Поставьте над словами знак ударения. Под безударными гласными поставьте точки
Слоны умны,
слоны смирны.
Слоны спокойны
И сильны.
Е. Благинина
2. «То — спишите, то — не спешите...»
Учительница написала на доске отдельные слова и сказала ребятам:
— Спишите их. Только не спешите.
Все пишут, а Коля — нет.
— Почему ты не работаешь, Коля?
— Я не знаю, что надо делать. То вы говорите «спишите», то — «не спешите».
— Как вы думаете, почему растерялся Коля?
3. Спишите, вставляя пропущенные гласные и проверяя их ударением
ХАТКИ БОБРОВ
Б...бры строят свои хатки на б...регу р...ки. Хатки похожи на х...лмы. Д...ма у б...бров прочные. Для строительства б...бры используют осины и берёзы. Они смазывают ветки и сучья илом со дна реки. Х...ды в св...ё жилище бобры роют под в...дой. Так удобно заплывать в жилище, да и вр...ги не страшны.
По Ю. Дмитриеву
4. Весёлые рифмы
— Выпишите парами слово с безударным гласным и проверочное слово.
На берегу растёт сосна,
А рядом с нею — сосны,
Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею — звёзды.
А на траве лежит роса,
А рядом с нею — росы.
Вот по траве спешит коса
А рядом с нею — косы.
Слуху вы не доверяйте —
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело,
А теперь пишите смело.
5. Прочитайте, делая паузу в конце каждого предложения. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В конце каждого предложения ставьте точку
Наступил к...нец осени занесло сн...жком пл...щадку перед домом ребята сделали снежную горку они полили её в...дой ночью ударил мороз в...да замёрзла горка покрылась л...дяной корой не будут скучать з...мой м...лыши.
6. Письмо по памяти
Стало всё кругом бело,
Все тропинки замело,
И по утренней заре
Лес проснулся в серебре.
С. Вышеславцева
— Как вы понимаете смысл слов проснулась в серебре? Замените их близкими по значению словами.
7. Прочитайте. Вспомните, как называют дятла за то, что он очищает лес. Озаглавьте текст. В выделенных словах произнесите безударный гласный звук. подберите к этим словам проверочные. Запишите их парами
В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет.
V. Итог урока
Беседа
— Что такое сильная и слабая позиция гласных в слове?
— Чему вы учились на уроке?
— Какие правила запомнили?
VI. Домашнее задание