Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

I СЕМЕСТР

 

УРОК 26

Тема. Гласные звуки. Обозначение их на письме буквами. Совершенствование графических навыков письма

 

Цель: обобщать знания учащихся о гласных звуках, обозначении их на письме буквами; совершенствовать графические навыки письма; развивать связную речь учащихся, обогащать словарный запас; воспитывать культуру оформления письменных работ.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

 

III. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Повторите скороговорку. Какой звук чаще всего слышится в скороговорке?

Блеял жалобно баран:

«Приближается буран.

Бьёт он бубны, трубит в трубы:

Берегитесь, кто без шубы!»

2. Отгадайте загадку. Запишите слово-отгадку

• Не в лесу, не в саду

Корешки на виду.

Веток нет — одни листы.

Что за странные кусты? (Книга)

— Назовите звуки в слове книга.

Слово учителя

— Звуки мы произносим и слышим, буквы видим и пишем. Буквы употребляются для обозначения звуков на письме. Кажется, что говорить очень легко — звуки, слова, целые фразы рождаются в разговоре. В действительности всё не так просто. В нашем организме работает целый «завод» по производству звуков: трудятся лёгкие, гортань, рот, нос, губы, язык. Им всем хватает работы. А наши уши-контролёры следят, правильно ли говорит человек, улавливают малейшие источники речи.

— Какие существуют звуки? Кому из них живётся легче?

Учитель. Ну, конечно, гласным, они легко и свободно вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный.

 

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

 

IV. Работа по теме урока

1. Игра «Найдите отличия»

image10

— Какими звуками различаются слова каждой пары? Что означает каждое слово?

— Спишите слова. Подчеркните буквы, которыми они различаются.

— В слове важен каждый звук. С заменой звука изменяется смысл слова.

2. Метаграмма

Учитель. Метаграмма — это загадка, в которой из загаданного слова путём замены одной буквы другой получается новое слово.

С б смертельной я бываю,

С м меха я пожираю,

С р актёру я нужна,

С с для повара важна. (Боль — моль — роль — соль)

3. Игра «Исправь ошибку»

ВОТ КАК БЫВАЕТ

Пришёл Игнат однажды в класс,

А в классе был диктант у нас.

Писал Игнат: «Полярный лед

Ломается, гремит.

По морю медленно плывёт

Хвостом виляет кот».

Писал Игнат:

«Амбар закрыт. Все ночи напролёт

В амбаре бегает, не спит,

Мышей гоняет кит».

Е. Бондаренко

4. Игра «Буква — звук»

аист          окунь      урок     эхо       рыба

яблоко      ёж           юла       ель       игла

— Какие звуки обозначают на письме выделенные буквы?

Гласные звуки обозначаются на письме буквами а, о, у, э, я, ё, ю, е, и, ы.

5. Списывание с грамматическим заданием

— Прочитайте текст. Спишите. В последнем предложении подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.

Дедушка подарил Кате аквариум. Живёт там розовая рыбка с пышным хвостом. Катя бросила в воду червячка и постучала по стеклу. Рыбка подплыла и схватила корм.

6. Письмо по памяти

— Прочитайте, озвучьте. Запишите по памяти.

Сел комарик под кусточек,

на еловый на пенёчек,—

свесил ноги на песочек,

сунул носик под листочек,—

спрятался.

— Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки. Назовите эти звуки.

 

V. Итог урока

— Назовите гласные звуки русского языка. Сравните с украинским. Сколько букв служат для обозначения этих звуков на письме?

 

VI. Домашнее задание