Уроки человек и мир
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЧЕЛОВЕК И МИР. 11 класс.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Раздел V. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

 

Уроки 32-33. Природа как совокупность объективных условий существования человечества и объект знания и познания

 

Цель: создать у учащихся собственное понимание основных понятий урока; развивать у учащихся умение использовать межпредметные связи; способствовать духовному развитию учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: лекция с элементами дискуссии и беседы.

ХОД УРОКА

 

И. Организационный момент

 

II. Изучение нового материала

Учитель. Человек, общество непосредственно связаны не со всей природой, а с определенной ее частью - географической средой, то есть с той частью природы (земная кора, атмосфера, вода, почвенный покров, растительный и животный мир, климат), которая привлечена к производственного процесса и используется в материальной жизни общества. Несомненным является тот факт, что человек живет на Земле в пределах тонкой оболочки - географической среды. К тому же человек является природным существом, живущим по законам природного мира.

Идея определяющей роли природных условий в жизни общества выдвигалась еще античными авторами (например, Платон стремился доказать, что решающую роль в жизни общества играет климат), однако она получила распространение только в период становления капитализма.

В XVII-XVIII вв. сформировался географический детерминизм (от латинского детермінаре - определять) как направление социальной философии и социологии, который провозглашал географическая среда решающим фактором развития общества, исторической судьбы той или иной страны, того или иного общества.

 

Шарль Луи Монтескье - французский мыслитель

В труде «О духе законов» высказал идею о общую закономерность, которой подчинены все явления природы и общества, считал, что характер народа, общественно-политический строй страны, религиозные представления, положение женщины, форма семьи, то есть весь образ жизни людей, обусловлен прежде всего характером поверхности Земли, почвой и особенно климатом

Генрих Букль - английский философ

В труде « История цивилизации Англии» определил четыре фактора жизни и судьбы человечества: климат, ландшафт, почва, пища

 

 

Природные условия влияют на общество, прежде всего, своими процессами, явлениями, силами как постоянными (например, состав атмосферы и воды, приливы и отливы), так и временными, единичными (метеориты, изменение географических и магнитных полюсов и др.), которые действуют и непосредственно, и опосредованно, то есть сами собой и при участии людей.

В то же время природные предпосылки обеспечивают возможность длительного существования и развития общества нужными ему резервами. К ним можно отнести запасы полезных ископаемых и энергетических ресурсов Земли, а со временем - и космоса, ресурсы воды и кислорода в атмосфере и т.д. Другими словами, человечество неразрывно связано и зависит от материально-энергетических ресурсов и процессов, происходящих в биосфере.

 

Влияние природных условий на сферы и темпы исторического процесса

 

Сфера

Содержание влияния

Семейно-бытовая сфера

Семейно-бытовая сфера человеческой жизнедеятельности также имеет природный характер. Известно, что рождаемость детей разного пола в определенной статистической пропорции естественно детерминирована, хотя этот фактор имеет свои общественные проявления. Такие социальные институты, как брак, медицинские учреждения, похоронные службы, также непосредственно связаны с природой человека

Бытовая сфера человека

Характер помещения и формы расселения зависят прежде всего от природных условий: климата, ландшафта и т.д. Попробуйте представить себе, например, горное карпатское село в степях Украины, и наоборот. От этих условий зависит также необходимость определенного одежды, разная калорийность продуктов питания и т.д.

Социальная сфера

Поскольку человек является природным существом, то и весь мир социальных общностей как мир связей, отношений, контактов и т.д. тоже имеет отпечаток природного. Рассмотрим это на конкретных примерах.

Начиная с периода разложения первобытнообщинного строя одним из первичных ячеек человеческого общества является семья - своеобразный микроколлектив, который имеет исключительную социальную устойчивость. Важнейшей же функцией семьи является воспроизводство человеческого рода, удовлетворение важной природной потребности человека. Поэтому вполне понятно, что природное начало является важнейшей основой семьи. Естественным процессом является рост народонаселения как потребность общества. Без него, как известно, невозможен восходящее развитие человечества. В этом смысле это процесс общественный, социальный. Но в то же время он содержит в себе ярко выраженные признаки естественного процесса, ведь истоки роста народонаселения - в механизме функционирования семьи как естественного объединения мужчины и женщины. И, вероятно, процесс роста народонаселения связан с общими законами развития популяции человека в целом

Политическая сфера

Политические механизмы социального управления и самоуправления совсем не связаны с природными факторами, которые функционируют только как общественные образования. Но и здесь имеются специфические проявления природного. В самих политико-управленческих структурах проявлений природной немного, их можно свести лишь к территориально-природных факторов, региональных особенностей территории страны

 

Задание ученикам

· Приведите конкретные примеры влияния природной среды на различные сферы человеческой жизни.

Природа как объект познания

Процесс познания является процессом взаимодействия человека, социальных групп, коллективов, общества, человечества в целом (т.е. субъекта познания) с той частью природы, которая уже охвачена человеческой деятельностью и познанием, т.е. с объектом познания. Ведь знание - это связь между природой, человеческим духом и практической деятельностью человека. Именно в этом смысле природа является совокупным объектом человеческого познания. Исходя из того, что природа обусловливает существование человека и общества, проявляется внутренняя объективная закономерность природных вещей и явлений социальной действительности. Мы часто употребляем в повседневной жизни такие понятия, как природа государства, природа познания, природа света, природа эстетического и много других. И природа в этом понимании является предметом познания человеком и подражания им. Человек может влиять на природу, изменяя ее согласно своих потребностей и интересов, только познавая ее явления, отношения, процессы и закономерности. И чем лучше человек знает законы природы, тем более эффективной становится ее преобразовательная деятельность.

Еще в древности люди начали накапливать знания о природе. Непосредственно связана с природой мифологическое и религиозное сознание как духовно-практическое освоение мира, то есть мифологические представления, вне-научные знания (например, магия), религиозные догматы и т.д. Во время практической, прежде всего трудовой деятельности (вспомним охота, рыболовство, собирательство, земледелие и т.п.), начали постепенно формироваться и отрывочные, фрагментарные знания о природе. Из практических потребностей человечества возникли, например, геометрия, астрономия и другие знания.

Как результат повседневных наблюдений, опыта, который приобретался во время этих наблюдений, знания бережно сохранялись, накапливались и передавались от поколения поколению. Позже, с возникновением религии, приобретенные знания хранились жрецами, которые использовали их как для организации различных работ (земледельческих, строительных, ирригационных и др.), то есть с общественной целью, так и для поддержания своего авторитета и могущества, следовательно, для собственных целей.

Однако только философия начала систематизировать знания, применять их для формирования целостной картины мира. Ведь философия как духовно-теоретическое освоение мира связана с осмыслением природы, взаимосвязи природы и человека. Философия собственно возникает как натурфилософия (философия природы), ведь все мыслители античности были одновременно и природодослідниками. Сама философия на протяжении почти двух тысячелетий развивалась как единый комплекс знаний о природе. За это время мыслители выдвинули много гениальных догадок, хотя было в ее истории немало фантастических предположений.

И только с XVII в. науки о природе начали вычленяться из натурфилософии, образовали самостоятельные направления естествознания, то есть сформировалась современная многоотраслевая наука, систематизировались накопленные знания, ибо, по И. Кантом, лишь знания, возведенные в систему, является наукой.

Эпохальными в развитии мировой науки стали такие открытия: теория М. Коперника; переворот в химии, который осуществила кислородная теория А. Лавуазье; коренное изменение взглядов в биологии во второй половине XIX в. в связи с появлением учения Ч. Дарвина; революция в естествознании на рубеже XIX-XX вв., начата изучением физики атома, и много других. Сегодня наука достигает как «в ширину» - в мегамир, так и «вглубь» - в микромир, продолжая изучение тайн нашего макромира.

Однако человек не только изучала природу, но и подражала ей. Еще античный мыслитель Демокрит высказал мысль, что культура является своеобразным продолжением природы, что даже труд является подражанием деятельности животных, птиц и др. Мы являемся учениками паука в ткацком и портняжном искусстве, учениками ласточки в построении жилья и учениками певчих птиц, лебедя и соловья, в пении, считал Демокрит.

Несмотря на преувеличение роли заимствований у природы в процессе деятельности, можно утверждать, что у птиц человек позаимствовала тайну полета, наблюдая за повадками животных, научилась осторожности, маскировка, умение строить свое жилье, устраивать засады и т.д. Человек с древних времен начала понимать, что именно природа является величайшим мастером, поэтому, изучая ее, сделала немало открытий и изобретений, которые воспроизводили мастерство природы.

В наше время создана даже специальная отрасль производства - биотехнология, в которой производственные процессы воспроизводят явления, характерные для живых организмов. Возникла новая перспективная наука - бионика, целью которой является решение технических задач путем исследования и моделирования особенностей и свойств живой природы (например, локатор летучих мышей, гидролокатора и особенностей строения тела дельфинов и т.п.). Специфической отраслью бионики есть нейробіоніка, основы которой стали предпосылкой разработок искусственного интеллекта.

Не стоит забывать и того, что природа является источником целебных средств. Люди издавна знали толк в травах, умели лечить ими различные болезни, передавали эти знания от поколения поколению. Ведь лекарственные растения на самом деле обладают огромной силой, дозированное употребление их является целебным для организма (в отличие от химических, фармакологических средств). Многие из этих знаний были утеряны, особенно это характерно для европейской медицины. В последнее время природные лечебные средства приобретают значительное распространение в профилактической и лечебной медицине.

Важное значение имеет природа и для психического здоровья человека: издавна известно, что где бы человек не жил, его все равно «тянет» к родным местам, туда, где она родилась и выросла, где прошли ее детство и юность. Существует даже своеобразная болезнь - ностальгия, то есть тоска по родине. Теряя родину или же расставаясь с ней, человек начинает переживать отсутствие родных пейзажей, с которыми она сроднилась.

Общение с природой, и даже наблюдения за ней, дарит нам радость, потому что она является неисчерпаемым источником красоты и никого не оставляет равнодушным. Живая природа является выражением биологической целесообразности, «чувством меры», как говорили еще в древности.

Поэтому много выдающихся мыслителей, писателей и поэтов, художников, композиторов и зодчих воплощали в своих произведениях волшебную красоту природы.

Когда же сегодня мы наблюдаем результаты нашей «преобразовательной деятельности» так называемого общения с природой, то есть фрагменты «второй природы», искаженной свалками отходов, уничтоженными лесами, эрозией почв, зелеными от водорослей водоемами и т.п., то начинаем понимать уродство человеческой деятельности.

Вывод: только в единстве науки и искусства, гармонии истины и красоты - сущность восприятия, понимания и отражения природы.

 

III. Итог урока

Беседа с учащимися

1. Какой вы видите роль природных факторов в жизни человеческого общества?

2. Какую роль играет природа в развитии социальной сферы?

3. Какую роль играет природа в бытовой сфере человеческой жизни?

4. На какие две группы делятся природные предпосылки развития и функционирования общества?

 

ИV. Домашнее задание

Подготовьте публичное выступление на тему «Природа - источник целебных средств».