Раздел V. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Урок 34. Выживание человечества и человека - насущная проблема современности
Цель: сформировать представление учащихся о специфичности глобальных проблем человечества; акцентировать внимание на социальных и экономических аспектах этих проблем, на необходимости объединения усилий всех людей для их решения; развивать навыки групповой работы, учить анализировать полученную информацию; продолжить формировать умение выражать собственную точку зрения на основании документальных материалов, используя имеющиеся знания; воспитывать у детей толерантность, уважение к разным культурам, любовь к миру, в котором они живут, чувство ответственности за его будущее.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения урока: лекция с элементами аналитической беседы, дискуссии.
Эпиграф:
• Цивилизация на нашей планете до сих пор жива лишь благодаря тому, что люди, став сильнее, научились быть мудрее. (О. Назаретян)
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель. В прошлом ХХ в. произошло много качественных, революционных по своей глубиной и радикальностью изменений, которые усилили факторы риска и глобально повлияли на развитие мировой цивилизации. Это объясняет актуальность темы сегодняшнего урока, в течение которого нам необходимо осмыслить новый уровень глобальных проблем человечества и ответить на проблемный вопрос « является неизбежным крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем? »
Человечество пережило трагедию двух самых разрушительных и кровопролитных мировых войн, покончило с колониальными империями, колониализмом и тоталитаризмом, что открыло перспективу цивилизационного единства мира. Научно-техническая революция и новейшие технологии качественно преобразовали материально-техническую основу современного общества.
Современное человечество - это 6 млрд. землян, тысячи больших и малых народов, более 200 стран, многообразие экономических укладов, форм социально-политической и культурной жизни.
Одна из причин многообразия мира - различные природные условия, физическая среда обитания. Эти условия влияют на многие стороны общественной жизни, в первую очередь на хозяйственную деятельность человека. В государствах мира проблемы жизни, благосостояния и прав человека решаются в рамках исторических особенностей.
Перед современным обществом стоит ряд сложных глобальных проблем. Над этим мы с вами будем рассуждать сегодня.
Что такое глобальная проблема?
До середины ХХ века в политическом словаре понятие «глобальные проблемы» как всеобщие проблемы мировой цивилизации отсутствовало. В. И. Вернадский высказал мысль о том, что деятельность человека приобретает масштабы, которые достигают по мощности природной силы. Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу (сферу деятельности разума).
Вопрос к ученикам
1. Почему до середины ХХ в. в развитии человеческой цивилизации не существовало глобальных проблем?
2. Что повлекло глобальные проблемы?
3. В чем, на ваш взгляд, заключаются особенности глобальных проблем?
Особенности глобальных проблем
Таким образом, глобальные проблемы - это совокупность проблем человечества, возникших во второй половине ХХ в. и угрожающих существованию мировой цивилизации.
III. Практическая работа
Класс делится на группы, каждая группа получает текст с информацией.
Задача
1. Ознакомьтесь с представленным текстом и определите, к какой группе глобальных проблем принадлежит подана информация.
2. Заполните таблицу «Типы глобальных проблем».
Текст № 1
За период с 3500 г. до н. э. до сегодня состоялось 1430 войн. И только 294 годы люди жили на Земле в условиях мира. В XVII в. в войнах погибло 3,3, XVIII ст. - 5,5, XX в. - свыше 120 миллионов человек.
Оружия, накопленная до сегодня, хватит, чтобы десятки раз уничтожить жизнь на Земле. Более 10 % смертей на Земле в современном мире напрямую или косвенно связаны с войнами. На военные нужды в мире ежегодно тратится более 1 млрд. долларов. Более 40 % ученых вовлечены в создание новых и усовершенствование уже существующих видов оружия.
Текст № 2
По разным оценкам в мире голодают и недоедают от 0,8 до 1,2 млрд. человек, большинство которых проживает в развивающихся странах. Сегодня 75 % населения мира проживает в бедных странах третьего мира, используют лишь 25 % мировых благ, а 25 % населения процветающих стран использует 80 % этих благ.
Очень остро стоит жилищная проблема в развивающихся странах: 2/3 населения этих стран живут фактически в антисанитарных условиях, 250 млн. человек живут в трущобах. Более 2 млрд. людей не имеют возможности пользоваться безопасной для здоровья водой. От недоедания страдает 500 млн. человек, от голода ежегодно умирает 30-40 млн. человек.
Текст № 3
Современный этап глобализации отличается от предыдущих по своим масштабам и интенсивности. Она происходит не в результате войн, а путем образования гигантских империй. Главную роль в ее развитии играет экономика, технической базой которой выступают новые промышленные и информационные технологии. Информационная революция и создание глобальной информационной сети - важнейший фактор в мировой интеграции.
В глобальном информационном пространстве люди, которые живут в разных уголках Земли, могут общаться друг с другом благодаря Интернету, компьютерам, телекоммуникациям, аудиовизуальным средствам связи.
Становление взаимозависимого в глобальных масштабах экономики - одна из важнейших тенденций современности. Практически ни одна страна не может быть полностью экономически независимой, то есть развиваться вне мировыми экономическими связями.
Значительно возросли масштабы международной торговли.
Все большую роль в мировой экономике играют транснациональные корпорации и компании, которые контролируют более 60 % мирового валового продукта.
Возникают мировые промышленные линии: многие виды товаров производится там, где это выгодно, где можно свести к минимуму расходы на транспорт и оплату труда.
Глобализация экономики - сложный процесс, последствия которого очень противоречивые. С одной стороны, участие в мировых экономических связях может ускорить развитие той или иной страны, с другой - развитие национальной экономики теперь зависит от различных внешних обстоятельств.
Текст № 4
Некоторые исследователи считают, что рост населения на Земле продолжается и уже превысило норму. В ближайшем будущем возможны такие сценарии:
• страны сознательно введут ограничения по рождаемости;
• резко возрастет количество умерших от голода;
• одна из ядерных стран попытается захватить источники невоспроизводимых ресурсов, что, в свою очередь, может привести к ядерной войне.
Рост населения приобрело угрожающие масштабы в течение последних 150 лет. Миллиардной пределы население планеты достигло в 1830 г., а в дальнейшем продолжительность периода, в течение которого происходил рост населения на 1 млрд, сократилась: чтобы достичь двух миллиардов, понадобилось 100 лет, трех - 30, четырех - 15, пяти - 12 лет. Сейчас население планеты ежегодно увеличивается на 90 млн.
Рост количества населения на разных континентах в течение 1970-2000 годов:
• Европа - 16,1%;
• Северная Америка - 30,2 %;
• Азия - 76,1 %;
• Африка - 140,4 %;
Текст № 5
Мировой океан «болеет», потому что в него ежегодно попадает 1 млн тонн нефти, а также отходы промышленности - тяжелые металлы, радиоактивные отходы. Более 10 тыс. туристических судов Средиземного моря выливают нечистоты в море без очистки.
Большую тревогу вызывает сокращение лесного покрова страны. С 1950 г. площадь лесов сократилась более чем на 12 %. Ведь леса - это легкие Земли.
Систематически увеличивается площадь пустынь: с 1950 г. она увеличилась на 20 %. 75-90 % кислотных дождей над Скандинавскими странами происходят из других регионов. От кислотных дождей в Англии страдают 2/3 лесных массивов, в странах континентальной Европы - более половины их площади.
После обсуждения текстов учащиеся заполняют таблицу «Классификация глобальных проблем».
Название проблемы |
Содержание проблемы |
Экологические |
«Озоновая дыра», «парниковый эффект», загрязнение окружающей среды.
Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи.
Освоение космоса и Мирового океана |
Экономические |
Продовольственная проблема, полюса развития «север - юг», проблема перераспределения экономического роста, экономический глобализм |
Социальные |
Демографическая проблема, проблема охраны здоровья, распространение опасных заболеваний (рака, Спида, атипичной пневмонии, свиного гриппа), проблема образования (1 млрд. неграмотных; этнические и межконфессиональные конфликты) |
Политические |
Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в глобальные; опасность ядерной войны, различные политические системы (демократия, авторитаризм, тоталитаризм), терроризм (международный, внутриполитический, уголовный) |
Духовные |
Деградация «массовой культуры», девальвация моральных ценностей, погружение людей в мир иллюзий (наркомания), рост агрессии, нервно-психических заболеваний; комп'ютерізація, проблема ответственности ученых за последствия своих открытий |
ИV. Итог урока
Беседа с учащимися
1. Какие глобальные проблемы влияют на жизнь людей в нашем регионе?
2. Что, на ваш взгляд, необходимо для успешного решения любых проблем, в том числе и глобальных?
3. Возможно ли ограничить использование природных ресурсов в условиях постоянного демографического роста?
4. Как соотносятся идеи свободы, демократии, принципы рыночной экономики с требованиями ограничения роста производства и потребления?
5. Каким образом могут меняться ценности машинной цивилизации, которая изначально была направлена на увеличение масштабов преобразований природы?
6. Почему экономический рост и проблема защиты окружающей среды противоречат друг другу, но в то же время связаны между собой?
7. Как вы считаете, в чем причина того, что глобальные проблемы по - разному беспокоят представителей разных стран?
8. Означает ли это, что решать глобальные проблемы должны страны, которые понимают их опасность и имеют наибольшее количество населения?
9. Как бы вы ответили на проблемный вопрос урока: является неизбежным крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?
V. Домашнє задачи
Объясните смысл слов американского ученого, эколога Ли Таболта «Мы не унаследовали Землю от своих родителей. Мы позаимствовали ее у своих детей».
Напишите сочинение-эссе по этой теме.