Уроки человек и мир
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЧЕЛОВЕК И МИР. 11 класс.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Раздел V. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

 

Урок 31. Понимание биосферы и ноосферы

 

Цель: создать у учащихся собственное понимание основных понятий урока; развивать межпредметные связи.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: школьная лекция.

Эпиграф:

• Наша жизнь, как океан: течет и соприкасается, в одном городе прикоснешься, в другом конце мира откликнется. (Ф. М. Достоевский)

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. События и огромные изменения, которые пришлось пережить человечеству в течение последнего столетия, дали повод говорить о периоде, в который мы живем, как о переломном в истории планеты и цивилизации. С целью объяснить эти изменения родилась уйма теорий и идей, создателями которых были представители различных отраслей знаний. Среди этого разнообразия мнений важное место занимает концепция ноосферы (от греч. «ноос» - разум), разработанная учеными П. де Шарденом, Э. Леруа, В. Вернадским и развитая их последователями.

Эпиграфом к уроку взяты слова русского писателя Ф. М. Достоевского.

1. Как вы их понимаете?

2. Какая связь существует между человеком и природой?

 

III. Изучение нового материала

 

Биосфера

Ноосфера

Биосфера (от греч. био - жизнь и сфайрос - сфера) - это целостная земная оболочка, охваченная жизнью и качественно преобразованная ним. ее структура и энерго-информационные процессы определяются прошлой и современной деятельностью живых организмов. Она подвергается также воздействию космических и глубинных подземных энергий.

Пространственно биосфера охватывает:

• тропосферу, то есть нижнюю часть атмосферы, до 10-15 километров;

• кору выветривания, на 2-3 км вглубь от поверхности Земли, и всю гидросферу до ее максимальных глубин

Представление о жизни как определенную стадию в эволюции не только Земли, но и Вселенной в целом были сформированы в начале XX в. представителями так называемого космизма (К. Циолковский, А. Чижевский и др.). их идеи повлияли на В. Вернадского, в творчестве которого едва ли не самое глубокое разработано представление о жизни как фактор планетарного и космического порядка, об ответственности наделенного разумом человека за сохранение жизни на Земле.

Это пространство населяет около 1,5 млн. животных и 0,5 млн. растительных видов. Биосфера включает различные экосистемы, сообщества, популяции, организмы.

К тому же биосфера - это также:

• «живое вещество», в которой ведущая роль принадлежит растениям; их масса составляет более 95 % массы биосферы и воспроизводится со скоростью 5-10 % в год. Благодаря этому ежегодно образуется 180 млн. тонн растительной биомассы и около 300 млн. тонн кислорода, без которых невозможна жизнь человека;

• «биогенная вещество», то есть органо-минеральные или органические продукты, созданные живым веществом (каменный уголь, торф, плодородный грунт, известняки и др.);

• так называемая біокісткова вещество, созданное живыми организмами вместе с неживой природой (вода, атмосфера).

Для обозначения общей массы живого, которое заполняет биосферу, обычно употребляется понятие «биомасса». Свыше 99 % ее составляют растительные, автотрофні, фото-синтезирующие организмы. Небольшой на сегодня частью биомассы планеты есть совокупность живых человеческих индивидов, связанных системой общественных отношений и образуют человечество. Хотя количественно человечество постоянно растет, общая его масса близка к 0,0002 % общей вещества на планете. Это и есть своеобразное антропологическое покрытия Земли - антропосфера

Понятие ноосфера (от греч. ноо - разум и сфайрос - сфера) возникло в 20-х годах ХХ ст. Научную концепцию ноосферы разработал В. И. Вернадский. Он понимал ее как сферу взаимодействия общества и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором. Человечество, вооруженное научной мыслью, считал ученый, должна стать решающей силой, которая в дальнейшем будет определять эволюцию нашей планеты

Возникновение ноосферы, по мнению В. И. Вернадского, - объективное и неизбежное проявление жизни как природного явления. Сущность ноосферы кратко можно сформулировать так: если согласованность процессов, которые происходят в неживой природе, обеспечивается механизмами саморегуляции, то согласованность характеристик природной среды и общества может быть осуществлена разумом и волей. То есть речь идет уже не о разрушительное вмешательство в природу, а о научно обоснованное сохранение на Земле условий для жизни и счастья людей. Определяющим фактором должно быть не стихия естественного развития, а интеллект человека.

Хотя В. И. Вернадский неоднократно отмечал, что переход биосферы в ноосферу является естественным процессом, это ни в коем случае не свидетельствует о том, что он осуществляется стихийно. Он может происходить только как результат сознательной целенаправленной деятельности человечества в целом. Для этого недостаточно наличия большого количества адекватных, истинных знаний о взаимодействии общества и природы. Обязательные желание, воля к осуществлению таких, довольно простых действий по преобразованию условий своего существования и также имеющихся соответствующих материальных оснований: машин, механизмов и др.

 

Учитель. Таким образом, обобщая сказанное, прежде всего зафиксируем определение ноосферы: это биосфера планеты, «пропитана» коллективным разумом культурного человечества и результатам его деятельности. Главными факторами, которые обеспечивают ее становления, является развитие знаний, объединения населения планеты в единый мировой организм (или, говоря современным языком, глобализация) и связанное с этим совершенствование общественной организации, главной целью которого будет улучшение благосостояния человечества. К тому же существуют другие условия, количество которых точно не известна, их можно было бы назвать второстепенными, если бы не одно «но»: на определенном этапе развития ноосферы и другое условие переходит в число главных. Так, например, сегодня происходит с этическим фактором - от того, насколько эффективно удается привлечь к формированию ноосферы морально-этические ценности, зависит ее будущее, и этот факт во время проведения ноосферных исследований игнорировать нельзя.

 

ИV. Итог урока

Беседа с учащимися

1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2. Знания каких учебных предметов помогали нам сегодня освоить содержание урока?

3. Могли бы мы взять за эпиграф к сегодняшнему уроку слова из народной пословицы: «С природою живи у дружбі, то будет она тебе в службе»?

 

V. Домашнее задание

Дайте ответ на вопрос «Каким вы представляете будущее человечества за отношение современного человека к природе?»