Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 5 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТИКИ И КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

 

Взаимопонимание и его уровне

 

Если бы люди были одинаковыми, проблема понимание друг друга, видимо, не возникала бы. Тогда бы все одинаково мыслили, говорили, действовали. Если бы люди вообще ничего общего не имели, то и объясниться они не смогли бы. Еще в 1829 г. на это обратил внимание немецкий философ Ф. Шлейєрмахер [3]. По его мнению, взаимопонимание предполагает два момента: общность людей по духу и определенные различия между ними.

Взаимопонимание - это такое расшифровка партнерами сообщений и действий друг друга, которое соответствует их значению с точки зрения их авторов. Классическим примером этого является эпизод из романа “Анна Каренина” Л. Толстого, где Левин и Китти общаются, сочиняя друг другу записки. Вместо слов они употребляют только начальные буквы. Оба настолько хорошо чувствовали друг друга, что за этими буквами могли понять длинные фразы, которыми рассказывали о своих чувствах.

Выделяют три уровня взаимопонимания: согласие, осмысления и сопереживания [4, с. 64-67]. Под согласием следует понимать достаточно взаимосогласованные оценки ситуации и правила поведения каждого участника общение. Это внешний (формальный) уровень взаимопонимания. Умение понять ситуацию и подчинить свои эмоции и поведение к ней и к поведению других - необходимое условие совместной деятельности. Подчиниться разумным нормам поведения - первый шаг к взаимопониманию. Однако это не так легко, поэтому мы часто наблюдаем неадекватное поведение людей (в транспорте, магазине, больнице т.п.). Согласие как формальный уровень взаимопонимания проявляется в различных видах общение: социально-ролевому или анонимном, функционально-ролевом, неформальном.

Понимание как осмысление - второй уровень - это такое состояние сознания, когда у субъекта возникает уверенность в адекватности своих представлений и добраних средств воздействия. Без такого состояния невозможно продолжать общение с целью координации действий в совместной деятельности. Здесь характерным является ощущение внутренней связи, организованности в обсуждении, установление причинно-следственных связей. Пониманию как способствуют осмыслению диалог, умение найти общий язык, научиться слушать друг друга и анализировать взгляды каждого. Желание осмыслить - признак высоких моральный качеств человека и его культуры общения.

Взаимопонимание как сопереживание предполагает способность учитывать состояние собеседника. Тот, кто находится в возбужденном состоянии, имеет успокоиться, а тот, кто находится в подавленном состоянии, - активизироваться. Состояние человека можно определить по экспрессии лица, жестами, позой, которые дают возможность не только увидеть отношение человека к собеседнику, но и к информации, которую он пытается скрыть. Поэтому с моральной точки зрения следует распознать эмоциональное состояние другого. Это сделать легче, чем манипулировать своим. Особого значения понимания как сопереживание приобретает во время неформального общения, в частности семейно-интимного. Даже если человек затаила свою обиду, раздражение или любовь, она все-таки лелеет надежду, что ее поймут. К. Станиславский писал, что понять - это значит почувствовать. Чтобы достичь взаимопонимания, каждый имеет продумать, что он хочет сказать другому, найти слова, которые бы донесли его мнению, и расшифровать информацию (вербальную и несловесну), которую сознательно и бессознательно передал ему другой.

Во время общения люди постоянно обмениваются информацией. Опрос показало, что обмен информации - одна из сложных проблем в работе с другими, управлении ими. Но до сознания другого человека попадает не вся информация, которая передается. В результате исследований установлено: если всю задуманную человеком информацию принять за 100%, то словесной формы набирает только 90% этой информации, человек высказывает лишь 80% задуманной информации. В то же время другой человек выслушивает только 70% этой информации, а понимает 60%. В памяти же остается другого человека лишь 24% задуманной и высказанной информации.

Зная это, каждый собеседник для достижение полного взаимопонимания должен очень ответственно относиться к передача информации и ее осмысления. Поэтому во время общения стоит проверять эффективность передачи информации и ее понимания. Люди, которые придерживаются моральных норм и психологических правил общения, в таких ситуациях обязательно попросят повторить сказанное. Неплохо задать вопрос типа: “Если я Вас правильно понял, Вы хотели сказать, что... ” А тот, кто передает информацию, стараться употреблять общеизвестные термины, пользоваться понятной для собеседника языке, учитывая его интеллектуальный уровень.

Во время общения люди осмысливают не только словесную информацию. Наблюдая за поведением друг друга, на основе несловесної информации и контекста человеческих взаимоотношений они вроде бы “читают” то, что скрыто за словами собеседника (в сфере его мотивации, нравственности, сознательного, бессознательного и т. др.).

Взаимопонимание - это сфера человеческих взаимоотношений, где тесно переплетаются познавательные процессы и эмоции, социально-психологические правила и этические нормы. Другими словами, это не только понимание информации, ее передача, прием, но и понимание другого как личности с ее потребностями, интересами, установками, переживаниями, достижениями и поражениями, с ее желанием выглядеть достойно и привлекательно в глазах других, быть значимой фигурой для них и др. Первый из описанных аспектов понимания очень важен в деловых, второй - в межличностных взаимоотношениях, особенно в интимно-семейной жизни.

Тот, кто передает информацию, должен знать, что понимание ее другими зависит от желание понять собеседника информацию, что передается, полноты информации, логики изложения, умение стимулировать к другой мысли в процессе приема и осмысления информации.