Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

2. Личность в деятельности и общении

2.3. Психология личности

С момента рождения ребенок попадает в сферу действия экономических, морально-политических и идеологических общественных отношений, которые через общение и активную деятельность развивают ее социальные качества и формируют ее как личность. Это длительный и сложный процесс, имеющий исторический характер. Как многогранное и динамическое образование личности всегда меняется и развивается.

2.3.1 Индивид, личность, индивидуальность.

Биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, характеризуется понятием «человек». У нее генетически задано особую телесную организацию, существенными признаками которой являются отвесное хождение, наличие приспособленных к труду рук, высоко-развитый мозг. Вместе с тем человек является существом общественным, что имеет сознание и самосознание. Благодаря обществу она имеет возможность не только работать и познавать мир, но и осознавать, соотносить свои потребности и желания с обстоятельствами жизни.

Факт принадлежности живого существа к человеческому роду отражается в понятии «индивид».

Индивид (лат. individuum - неделимое) - человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens.

Ребенок рождается как индивид. Благодаря общению с взрослыми она постепенно усваивает социальный опыт человечества и включается в систему общественных отношений, формируют его потребности, интересы, мировоззрение, убеждения, то есть развивают его как личность.

Личность - общественное существо, наделенное сознанием и представлена психологическими характеристиками, которые являются стойкими, социально обусловленными и проявляются в общественных связях, отношениях с окружающим миром, другими людьми и определяют поведение человека.

Как индивид человек имеет такие признаки, как возраст, пол, образование, профессия, интересы. Личностью он становится в системе отношений с другими людьми. Личность - категория общественно-историческая. В ее характеристике главными признаками является общественная сущность и социальные функции.

Личность - это качество индивида. Естественно могут возникнуть вопросы: может ли существовать индивид, который не стал личностью, и может быть личность без ее конкретного носителя, то есть без индивида?

Некоторые ученые на них отвечают утвердительно. Для подтверждения своих доводов они ссылаются на случай, что произошел с индийскими девочками Амалою и Камалой, которых воспитывала волчья стая. У них были только индивидуальные биологические особенности. Никаких личностных черт девочки не имели. Это было вызвано отсутствием человеческого окружения. Следовательно, природные предпосылки создают возможности для развития общественных качеств личности, а становление их происходит только в условиях человеческого общества.

С определенной оговоркой можно допустить и возможность появления личности, вне структурой которой нет реального индивида. Однако это будет квазіособистість. Например, Штирлиц - герой кинофильма «Семнадцать мгновений весны» выдающийся аферист Козьма Прутков.

Каждая личность имеет присущий только ей набор черт и особенностей, который определяет ее индивидуальность.

Индивидуальность - неповторимое сочетание психологических особенностей и черт человека, что определяет ее своеобразие и непохожесть на других людей.

Проявляется индивидуальность в чертах темперамента, характера, способностях, особенностях и качествах психических процессов, в привычках и предпочтениях человека. Не существует двух людей с одинаковым сочетанием психических качеств. Индивидуальность присуща каждому человеку, но проявляется она по-разному: у одних людей ярко и сильно, в других - малозаметно. Она может заявить о себе в интеллектуальной, эмоциональной, волевой или сразу во всех сферах психической деятельности. Так, оригинальность интеллекта проявляется в способности видеть то, чего не замечают другие люди, в умении четко формулировать проблемы и находить их решения. Своеобразие эмоций констатируют за чрезмерной интенсивности одних чувств и недостаточной - других, их устойчивости или изменчивости. Особенности воли могут раскрываться в степени развития волевых качеств.

Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Однако даже полный перечень индивидуальных качеств человека не характеризует ее как личность, хотя индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и полнее. Нетождественность понятий «личность» и «индивидуальность» не дает возможности рассматривать структуру личности как своеобразный набор индивидуально-психологических свойств и качеств. Хотя некоторые зарубежные психологи трактуют ее именно так.