СВЕДЕНИЯ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ
Урок № 28
Тема: Связную речь. Заметка в газету (из школьной жизни) информационного характера
Цель: объяснить особенности создания текста газетной заметки; на основе полученных учениками текстологических знаний формировать общие текстотворчі умения; уточнять и обогащать словарный запас учащихся, развивать культуру устной и письменной речи.
Оборудование: образцы заметок в периодических изданиях.
Ход урока
И. Сообщение цели и задач урока. Мотивация обучения.
II. Подготовка к работе над заметкой.
Работа с учебником. Выполнение упражнения 181 (устно).
Словарная работа. Подобрать (из справки или словарь) украинские соответствия в иноязычных слов, заранее записанных на доске.
Жанр, информация, факт, актуальность, оперативность, конкретность.
Для справок.
Разновидность, сообщение, событие, злободневность, своевременность, точность.
Объяснение учителя.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Заметка - газетный жанр, кратко, внятно и оперативно сообщает о конкретных фактах, событиях и явлениях. Цель заметки - проинформировать, то есть сообщить, дать четкое представление о том, что произошло, где произошло и когда. Поэтому содержание заметки обычно отвечает на такие вопросы: ЧТО? ГДЕ? КОГДА произошло?
Объем текста заметки - от десяти до ста строк.
Внимания периодической печати достоин не каждый, а только такой, что представляет интерес для общественности. Итак, заметка обов’обязательно должна быть актуальной.
Работа с учебником. Самостоятельное выполнение учащимися упражнения 183 (И).
Прочитать (прослушать) заміткв. Определить его тему и главную мысль. На какие три вопроса отвечает заметка? Выяснить, какой тип речи положено в основу текста заметки. Свое мнение обrрунтувати.
Герои сказок - экспонаты выставки
Кто не помнит с детства залихватского пана Коцького, хрупкую Дюймовочку, безразмерную Перчатку? Все эти сказочные персонажи получили новую жизнь на выставке мягких игрушек в Киеве, на Кловском спуске, 8, в научно-методическом центре Министерства образования и науки Украины. Немало экспонатов выставки, которая открылась 15 ноября, воспринимаются посетителями как настоящие мини-шедевры.
Из газеты.
Словарь.
Экспонат - предмет искусства, образец продукции, их выставляют на выставке, в музее. Шедевр - выдающийся, непревзойденный произведение искусства.
ИII. Работа над составлением заметки (формирование текстотворчих умений в процессе работы над заметкой).
Устное скадання текста заметки для школьной (классной) стенгазеты (вебсайта) на одну из тем
· Наша помощь детскому приюту (пансионата для престарелых, районной библиотеке)
· Экскурсия в музей
· Посещение выставки (театра, цирка)
· Упорядочение школьного стадиона (музея, вестибюль)
· Наш любимый кружок
Самостоятельная работа учащихся над заметкой на черновике.
Прослушивание и обсуждение нескольких заметок. Подбор заголовка заметок.
Самостоятельное редактирование учениками текстов заметок. Переписывание усовершенствованных текстов к тетрадей.
ИV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
Упражнение 185.