СВЕДЕНИЯ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ
Урок № 27
Тема. Главные и второстепенные члены предложения. Тематическое тестирование (тема: Словосочетание, предложение)
Цель: систематизировать и обобщить знания о главных и второстепенные члены предложения, формировать умение определять члены предложения; выяснить уровень усвоения знаний и сформированности умений по теме “Словосочетание, предложение”; формировать умения применять полученные теоретические знания на практике, совершенствовать навчики самостоятельной работы, развивать логическое мышление, память, внимание.
Тип урока: комбинированный урок (систематизация и обобщение знаний; проверка и учет полученных знаний, умений и навыков).
Оборудование: тестовые задания.
Ход урока
И. Сообщение темы и цели урока.
II. Систематизация ранее усвоенного теоретического материала.
Работа с учебником. Самостоятельное разработка таблицы “Второстепенные члены предложения” (с. 67).
III. Выполнение упражнений на применение систематизированных знаний.
Объяснительный диктант. В записанных предложениях подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.
1. Я верю в лучшее будущее родного народа. (М. Заньковецкая.) Мой край веселый, тополиный еще вырвет с корнем бурь’ян. (М. Сом.) Посмеялась чужая судьба с перекати-полю. (Л. Глуб.)
2. Я верю в великое будущее украинского слова. (С. Васильченко.) Я очень люблю звучное, красочную и такую мягкую народную украинский язык. (Л. Толстой). Земля євшанна, тополиная - то неповторимый родной край. (Д. Белоус.)
Словарь.
Евшан - степной душистый полынь, др. название - татарское зелье, аир.
Творческая работа по вариантам.
И вариант. Составить и записать предложения, в которых в роли определений выступали бы слова родной, наш, самый первый.
II вариант. Составить и записать предложения, в которых в роли обстоятельств выступали бы слова навеки, уверенно, без колебаний.
Проверка творческой работы.
ИV. Сообщение цели тематической проверки и способов ее проведения.
V. Объяснение учителя по проведению тестирования.
VІ. Выполнение тестовых заданий.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (образцы)
И вариант1
1. Словосочетания и предложения изучает такой раздел науки о языке:
а) фонетика;
б) графика;
в) синтаксис.
2. Словосочетание состоит из
а) равноправных слов;
б) главного и зависимого слова;
в) слов, которые выступают в предложении подлежащим и сказуемым.
3. До словосочетаний не могут принадлежать:
а) сочетания существительных с прилагательными ( погожий день, искреннее слово);
б) сочетания существительных или местоимений с предлогами (после уроков, со мной);
в) сочетания глаголов с наречиями (упорно работать, двигаться быстро).
4. Содержательный связь устанавливается в словосочетании с помощью
а) вопрос, который ставится от главного слова к зависимому;
б) вопрос, который ставится от зависимого слова к главному;
в) вопросы, которые ставятся отдельно до главного слова и зависимого.
5. Грамматическая связь между словами в словосочетании осуществляется с помощью
а) вопрос, который ставится от главного слова к зависимому;
б) вопрос, который ставится от зависимого слова к главному;
в) окончания или окончания и предлога.
6. Предложение
а) средством выражения мысли;
б) средством называния предметов, их признаков, действий;
в) сочетанием звуков, с которым связано определенное значение.
7. Грамматическая основа предложения состоит
а) из подлежащего и определения;
б) из подлежащего и сказуемого;
в) из сказуемого и обстоятельства.
8. Из двух глаголов - неозначеної формы изменяемого глагола и вспомогательного глагола (учимся плавать, начало темнеть) состоит:
а) простое сказуемое;
б) составлен именное сказуемое;
в) составной глагольный сказуемое.
9. Второстепенные члены предложения - это
а) подлежащее, сказуемое, обстоятельство;
б) определение, дополнение, обстоятельство;
в) определение, обстоятельство, сказуемое.
10. Членами предложения не выступают слова следующих частей речи:
а) существительные, глаголы;
б) прилагательные, местоимения;
в) предлоги, союзы.
11. Побуждение к действию (приказ, просьба) поражается
а) в розповідному предложении;
б) в вопросительном предложении;
в) в спонукальному предложении.
12. В зависимости от того, выражают или не выражают предложения эмоциональные переживания говорящего, они делятся
а) на повествовательные и восклицательные;
б) на восклицательные и неокличні;
в) на восклицательные и побудительные.
II вариант 1
1. Словосочетание состоит
а) из двух равноправных слов;
б) из главного и зависимого слова;
в) из сочетания слов самостоятельной и служебной частей речи.
Составить и записать словосочетания глагол+наречие (напр.: читать выразительно; писать грамотно).
2. Предложение
а) выражает законченную мысль;
б) сочетает в себе два слова: главное и зависимое;
в) называет предмет, явление или процесс.
Составить и записать распространенное предложение, подчеркнуть в нем все члены предложения.
3. По цели высказывания предложения бывают
а) повествовательные, вопросительные, восклицательные;
б) повествовательные, побудительные, восклицательные;
в) повествовательные, вопросительные, побудительные.
Составить (вспомнить) и записать побудительное предложение (напр.: Любой не примітливий, а приветливый. (Нар.творч.).
4. Грамматическая основа предложения состоит
а) из главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;
б) из одного главного и одного второстепенного члена предложения;
в) из второстепенных членов предложения, наиболее важных для понимания смысла предложения.
Составить и записать предложения, подчеркнуть в нем грамматическую основу.
5. Приложением в предложении На свирели соловьем виграва Иванко (П. Зуб.) есть слово2
а) Ваня;
б) на свирели;
в) соловьем.
Составить и записать предложение по схеме: определение - подлежащее - сказуемое - обстоятельство (напр.: Білесенькі сніжиночки спустились сверху).
6. Словосочетанием является такое сочетание слов:
а) опадают листья;
б) березы и липы;
в) любимая пора года.
Составить и записать не распространенное словосочетание со словом петь (напр.: петь колядку).
ИII вариант
1. Нераспространенным является словосочетание, которое
в) состоит из двух самостоятельных слов.
б) состоит из трех и более самостоятельных слов;
в) состоит не менее чем из четырех самостоятельных слов.
Составить и записать не распространенное словосочетание (напр.: остроумное слово; добрались быстро).
2. Главные члены предложения, это
а) подлежащее и дополнение;
б) подлежащее и сказуемое;
в) сказуемое и обстоятельство.
Составить и записать распространенное предложение, подчеркнуть в нем главные члены предложения (напр.: Вышиваю вишиваночку я для братика Иваночко (В. Гринько).
3. Составлен именное сказуемое состоит
а) из двух глаголов - неозначеної формы изменяемого глагола и вспомогательного глагола) (умею вышивать);
б) из именной части (существительного, прилагательного, местоимения) и вспомогательного глагола-связки) (стану врачом);
в) из одного слова.
Составить (вспомнить) и записать предложение с составным именным сказуемым (напр.: Год был счастлив).
4. Обстоятельство - это
а) главный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?
б) второстепенный член предложения, который обозначает признаки действия и отвечает на вопрос как? где? куда? откуда? когда? почему?
в) второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? чей? который?
Составить (вспомнить) и записать предложение, в котором слово щедро выступало бы обстоятельством (напр.: Где хозяин хорошо делает, там и поле щедро родит. (Род. творческим.).
5. Сказуемое в предложении Словом можно исцелить человека есть
а) составным именным;
б) составным дієслівним;
в) простым.
Составить и записать предложения с составным дієслівним сказуемым, сказуемое подчеркнуть (напр.: Каждая украинка может вышить красивый рушник).
6. Предложения Небеса голубые сияют из глубины (Д. Павлычко.) есть
а) повествовательным, неокличним;
б) повествовательным, окличним;
в) побудительным, окличним.
Составить (вспомнить) и записать побудительное окличне предложения (напр.: Как тот дуб, ты гордо стой! (Б. Гринченко.)
VII. Ответы учителя на вопросы учеников (после того, как тестовые задания выполнено и сдано).
VIII. Подведение итогов урока.
IX. Домашнее задание.
Повторить п. 6-9.