Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

СВЕДЕНИЯ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ

 

Урок № 27

Тема. Главные и второстепенные члены предложения. Тематическое тестирование (тема: Словосочетание, предложение)

 

Цель: систематизировать и обобщить знания о главных и второстепенные члены предложения, формировать умение определять члены предложения; выяснить уровень усвоения знаний и сформированности умений по теме “Словосочетание, предложение”; формировать умения применять полученные теоретические знания на практике, совершенствовать навчики самостоятельной работы, развивать логическое мышление, память, внимание.

Тип урока: комбинированный урок (систематизация и обобщение знаний; проверка и учет полученных знаний, умений и навыков).

Оборудование: тестовые задания.

Ход урока

И. Сообщение темы и цели урока.

 

II. Систематизация ранее усвоенного теоретического материала.

Работа с учебником. Самостоятельное разработка таблицы “Второстепенные члены предложения” (с. 67).

 

III. Выполнение упражнений на применение систематизированных знаний.

Объяснительный диктант. В записанных предложениях подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

1. Я верю в лучшее будущее родного народа. (М. Заньковецкая.) Мой край веселый, тополиный еще вырвет с корнем бурьян. (М. Сом.) Посмеялась чужая судьба с перекати-полю. (Л. Глуб.)

2. Я верю в великое будущее украинского слова. (С. Васильченко.) Я очень люблю звучное, красочную и такую мягкую народную украинский язык. (Л. Толстой). Земля євшанна, тополиная - то неповторимый родной край. (Д. Белоус.)

Словарь.

Евшан - степной душистый полынь, др. название - татарское зелье, аир.

Творческая работа по вариантам.

И вариант. Составить и записать предложения, в которых в роли определений выступали бы слова родной, наш, самый первый.

II вариант. Составить и записать предложения, в которых в роли обстоятельств выступали бы слова навеки, уверенно, без колебаний.

Проверка творческой работы.

 

ИV. Сообщение цели тематической проверки и способов ее проведения.

 

V. Объяснение учителя по проведению тестирования.

 

VІ. Выполнение тестовых заданий.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (образцы)

И вариант1

1. Словосочетания и предложения изучает такой раздел науки о языке:

а) фонетика;

б) графика;

в) синтаксис.

2. Словосочетание состоит из

а) равноправных слов;

б) главного и зависимого слова;

в) слов, которые выступают в предложении подлежащим и сказуемым.

3. До словосочетаний не могут принадлежать:

а) сочетания существительных с прилагательными ( погожий день, искреннее слово);

б) сочетания существительных или местоимений с предлогами (после уроков, со мной);

в) сочетания глаголов с наречиями (упорно работать, двигаться быстро).

4. Содержательный связь устанавливается в словосочетании с помощью

а) вопрос, который ставится от главного слова к зависимому;

б) вопрос, который ставится от зависимого слова к главному;

в) вопросы, которые ставятся отдельно до главного слова и зависимого.

5. Грамматическая связь между словами в словосочетании осуществляется с помощью

а) вопрос, который ставится от главного слова к зависимому;

б) вопрос, который ставится от зависимого слова к главному;

в) окончания или окончания и предлога.

6. Предложение

а) средством выражения мысли;

б) средством называния предметов, их признаков, действий;

в) сочетанием звуков, с которым связано определенное значение.

7. Грамматическая основа предложения состоит

а) из подлежащего и определения;

б) из подлежащего и сказуемого;

в) из сказуемого и обстоятельства.

8. Из двух глаголов - неозначеної формы изменяемого глагола и вспомогательного глагола (учимся плавать, начало темнеть) состоит:

а) простое сказуемое;

б) составлен именное сказуемое;

в) составной глагольный сказуемое.

9. Второстепенные члены предложения - это

а) подлежащее, сказуемое, обстоятельство;

б) определение, дополнение, обстоятельство;

в) определение, обстоятельство, сказуемое.

10. Членами предложения не выступают слова следующих частей речи:

а) существительные, глаголы;

б) прилагательные, местоимения;

в) предлоги, союзы.

11. Побуждение к действию (приказ, просьба) поражается

а) в розповідному предложении;

б) в вопросительном предложении;

в) в спонукальному предложении.

12. В зависимости от того, выражают или не выражают предложения эмоциональные переживания говорящего, они делятся

а) на повествовательные и восклицательные;

б) на восклицательные и неокличні;

в) на восклицательные и побудительные.

 

II вариант 1

1. Словосочетание состоит

а) из двух равноправных слов;

б) из главного и зависимого слова;

в) из сочетания слов самостоятельной и служебной частей речи.

Составить и записать словосочетания глагол+наречие (напр.: читать выразительно; писать грамотно).

2. Предложение

а) выражает законченную мысль;

б) сочетает в себе два слова: главное и зависимое;

в) называет предмет, явление или процесс.

Составить и записать распространенное предложение, подчеркнуть в нем все члены предложения.

3. По цели высказывания предложения бывают

а) повествовательные, вопросительные, восклицательные;

б) повествовательные, побудительные, восклицательные;

в) повествовательные, вопросительные, побудительные.

Составить (вспомнить) и записать побудительное предложение (напр.: Любой не примітливий, а приветливый. (Нар.творч.).

4. Грамматическая основа предложения состоит

а) из главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;

б) из одного главного и одного второстепенного члена предложения;

в) из второстепенных членов предложения, наиболее важных для понимания смысла предложения.

Составить и записать предложения, подчеркнуть в нем грамматическую основу.

5. Приложением в предложении На свирели соловьем виграва Иванко (П. Зуб.) есть слово2

а) Ваня;

б) на свирели;

в) соловьем.

Составить и записать предложение по схеме: определение - подлежащее - сказуемое - обстоятельство (напр.: Білесенькі сніжиночки спустились сверху).

6. Словосочетанием является такое сочетание слов:

а) опадают листья;

б) березы и липы;

в) любимая пора года.

Составить и записать не распространенное словосочетание со словом петь (напр.: петь колядку).

 

ИII вариант

1. Нераспространенным является словосочетание, которое

в) состоит из двух самостоятельных слов.

б) состоит из трех и более самостоятельных слов;

в) состоит не менее чем из четырех самостоятельных слов.

Составить и записать не распространенное словосочетание (напр.: остроумное слово; добрались быстро).

2. Главные члены предложения, это

а) подлежащее и дополнение;

б) подлежащее и сказуемое;

в) сказуемое и обстоятельство.

Составить и записать распространенное предложение, подчеркнуть в нем главные члены предложения (напр.: Вышиваю вишиваночку я для братика Иваночко (В. Гринько).

3. Составлен именное сказуемое состоит

а) из двух глаголов - неозначеної формы изменяемого глагола и вспомогательного глагола) (умею вышивать);

б) из именной части (существительного, прилагательного, местоимения) и вспомогательного глагола-связки) (стану врачом);

в) из одного слова.

Составить (вспомнить) и записать предложение с составным именным сказуемым (напр.: Год был счастлив).

4. Обстоятельство - это

а) главный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?

б) второстепенный член предложения, который обозначает признаки действия и отвечает на вопрос как? где? куда? откуда? когда? почему?

в) второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? чей? который?

Составить (вспомнить) и записать предложение, в котором слово щедро выступало бы обстоятельством (напр.: Где хозяин хорошо делает, там и поле щедро родит. (Род. творческим.).

5. Сказуемое в предложении Словом можно исцелить человека есть

а) составным именным;

б) составным дієслівним;

в) простым.

Составить и записать предложения с составным дієслівним сказуемым, сказуемое подчеркнуть (напр.: Каждая украинка может вышить красивый рушник).

6. Предложения Небеса голубые сияют из глубины (Д. Павлычко.) есть

а) повествовательным, неокличним;

б) повествовательным, окличним;

в) побудительным, окличним.

Составить (вспомнить) и записать побудительное окличне предложения (напр.: Как тот дуб, ты гордо стой! (Б. Гринченко.)

 

VII. Ответы учителя на вопросы учеников (после того, как тестовые задания выполнено и сдано).

 

VIII. Подведение итогов урока.

 

IX. Домашнее задание.

Повторить п. 6-9.