СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ
УРОК № 25
Тема. Контрольное тестирование
Цель: проверить знания основных понятий, правил по изученной теме, умение различать словосочетания и предложения, распознавать грамматическую основу и второстепенные члены предложения; воспитывать у учащихся настойчивость в обучении.
Оборудование: тесты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
III. НАПИСАНИЕ ТЕСТОВ
Сведения по синтаксису и пунктуации.
И вариант
1. Укажите словосочетание, в котором зависимое слово стоит перед главным:
√ а) тихо подошел;
б) читать вслух;
в) каша с молоком.
2. Укажите пару неправильно построенных словосочетаний:
а) солнечный день, ухаживать животных;
б) поблагодарить маме, пошел по хлеб;
√ в) соскучился по сестре, писал на украинском языке.
3. Укажите словосочетание, в котором главное слово выражено существительным:
√ а) чистое небо;
б) взглянул на небо;
в) увидел небо.
4. Укажите предложение, в котором правильно подчеркнуто грамматическую основу:
5. Укажите предложение, в котором правильно поставлено тире между подлежащим и сказуемым:
а) Книга то - источник знаний.
б) Всего - богатство здоровье.
√ в) Природа - основа человеческого общества.
6. Укажите предложение, в котором правильно подчеркнуты все члены предложения:
7. Укажите предложение, в котором есть однородные члены:
а) Лес какую-то минуту стоял неподвижно.
√ б) Мудрым никто не родился, а научился.
в) Соловьиные песни навевали на меня теплые воспоминания.
8. Укажите предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания:
√ а) И плащи, и костюмы, и блузки - все это можно купить в магазине одежды.
б) Мы насобирали: боровиков, маслят, лисичек, сыроежек.
в) Вышел из дома Юра, и увидел большую ледяную сосульку.
9. Укажите предложение, в котором правильно выбранное обращение:
а) Нет брат, я не оставлю тебя самого.
√ б) Ешь, Мартине, иметь еще подкинет.
в) Ловись рыбка, большая и все большое.
10. Укажите предложение, в котором есть вставные слово или словосочетание (знаки препинания не расставлены):
а) Журавли ключом вытянулись в небе прощально закурликали.
б) Волны накатывались друг на друга и разбивались о камни.
√ в) Как известно ласточки на зиму улетают в теплые края.
11. Укажите сложное предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания:
√ а) Солнце уже спряталось, и по ржаному полю потянулись вечерние тени.
б) Если погода не изменится, мы, отложим турпоход на несколько дней.
в) Утром поднимался легкий туман, а перед обедом, начал накрапывать дождик.
12. Укажите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены):
а) А солнце садится и садится за гору медленно смолкают птицы в лесу.
б) вновь Бежит Лисичка полевой дороге и встречает Ежа.
√ в) Сначала хорошо подумай а потом сделай так всегда советовал мне дедушка.
II вариант
1. Найдите неправильно построенные словосочетания и запишите их правильно:
поехали за грибами, ходить по улицам, учебник по математике.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Приведите собственный пример словосочетания с предлогом по.
_________________________________________________________________________
2. Подчеркните в предложениях грамматическую основу, укажите в скобках тип сказуемого.
Дождь начался в середине дня. (____________________).
Мальчик решил прыгнуть еще раз. (________________).
Погода в тот день была замечательная. (________________________).
Приведите собственный пример предложения с такими типами присудків.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. Распространите предложения, вписав второстепенные члены. Подчеркните их.
_________ дождь_________ умыл__________ .
Приведите собственный пример распространенного предложения и подчеркните в нем грамматическую основу и второстепенные члены.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
4. Продолжит предложения, включив в них однородные члены предложения. Поставьте разделительные знаки:
В букете были астры___________________ .
____________________ все покрылось туманом.
5. Поставьте, где нужно, знаки препинания. Запишите в скобках, простым или сложным является предложение.
Принеси мне ветер весточку из родного дома. (____________________)
Весной реки становятся бурные образуют водопады с шумом несут свои воды в Черное море. (_______________________)
Приведите собственный пример простого предложения с обращением и сложного предложения.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
6. Перестройте сложное предложение так, чтобы образовалось предложения с прямой речью. Запишите его, употребляя нужные знаки препинания и кавычки.
Мальчик допытывался, почему днем звезд на небе не видно.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Приведите собственный пример предложения с прямой речью.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________