УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
ВАЖНЕЙШИХ СВЕДЕНИЙ ПО ЛИНГВИСТИКЕ ТЕКСТА И СТИЛИСТИКЕ
Урок № 26
СОДЕРЖАНИЕ И СТРОЕНИЕ ТЕКСТА. СЛОЖНОЕ
СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ. АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СПОСОБЫ
СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
Цель: ознакомить учащихся с понятиями
«сложное синтаксическое целое», «актуальное членение предложения» и способами связи
предложения в тексте; развивать умение делать качественный конспект лекции; с помощью
мовленнєво-коммуникативного дидактического материала ориентировать
одиннадцатиклассников па выбор будущей профессии.
Межпредметные связи: экономика,
русский язык, биология.
Тин урока: урок получения новых знаний
и формирование практических умений.
ХОД УРОКА
И. Мотивационно-организационный
этап
Слово учителя.
Учитывая то, что тема урока
достаточно широкой, предлагаю прослушать учебную лекцию и законспектировать ее.
Новыми для вас будут понятия
«сложное синтаксическое целое», «актуальное членение теста» и «рубрикация».
Помните, что во время
конспектирование следует придерживаться определенных правил: сокращать слова и предложения,
пытаться услышать самое важное и записать его, структурировать текст
конспекта. Последнему будет способствовать план лекции.
Ознакомление с темой и планом
лекции
► Ученики записывают тему и план в
тетрадь.
Содержание и строение текста
План
1. Способы связи предложений в тексте.
2. Актуальное членение предложения.
3. Абзац и сложное синтаксическое целое.
4. Рубрикация как один из видов
членение текста.
II. Процессуально-деятельностный этап
Учебная лекция с визуализацией
► Законспектируй лекцию. Поставьте
вопрос учителю.
Текст - это совокупность предложений
связанные содержанием и языковыми средствами. В каждом следующем предложении использована
предварительная информация, что и составляет содержательный связь між. его частями
(предложениями, абзацами). Языковые средства текста, выступают для связи,-
согласование форм времени и наклонения глаголов, местоимения, синонимы, союзы и т.д.
В зависимости от коммуникативного
направления и информативной цели высказывания предложения делятся на две
основные части: данное (тема, известное) и новое (рема, повідомлюване).
Данное - часть предложения, которая содержит
известную информацию и обусловлена ситуацией общения.
Новое - часть предложения, содержащая
основное содержание высказывания, то новое, что сообщается.
Распределение предложения на данное и новое
(актуальное членение) не имеет прямой связи с разделением его на члены предложения:
до нового могут входить подлежащее и второстепенные члены предложения. Предложения без нового
нет, а без данного, то есть все предложение может быть новым. Например, в тексте
«Я узнаю Те. Она плывет, чистая и белая, жаждущая неземных роскоши, прозрачная и
легкая...» (Г. Коцюбинский) первое предложение составляет только новое, а во втором
появляется данное (она), последняя информация (плывет, чистая и белая, жаждущая неземных
роскоши, прозрачная и легкая) принадлежит к новому.
В каждом тексте есть основная мысль, то
главное, ради чего создают текст. Мысль в тексте развивается.
То, о чем говорится в тексте,
называют темой. Она чаще всего отражена в заголовке. Тема - признак
любого текста. Кроме того, тема может членуватися па подтемы (микротоме).
Частью текста, в которой
раскрывается содержание подтемы (микротоме), является абзац. Предложения, охваченные абзацем, как
правило, тесно связаны и составляют сложное синтаксическое целое (ССЦ). Но ССЦ не
следует смешивать с абзацем. Так, в диалогическом речи в отдельный абзац
выделяют слова каждого из собеседников. Следовательно, абзац - это
стилістико-композиционная языковая единица, а ССЦ - структурно-семантическая.
Рубрикация - это членение текста на
составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование
заголовков, нумерации и др. Часто используется в официально-деловом стиле.
Рубрикация является внешним выражением композиционной строения делового бумаги. Степень
Сложности рубрикации зависит от объема, тематики, назначения документа.
Самая простая рубрикация - деление па абзацы.
Абзац - это отступ в правом
начальном ряду, которым начинается изложение новой мысли в тексте, а также
фрагмент текста между двумя такими отступами. На письме абзац выделяется отступом
вправо. Первые предложения абзаца произносятся с большей силой голоса. Между абзацами
паузы длиннее, чем между предложениями в середине абзаца.
Типичный абзац имеет три части: зачин
(формулируется цель абзаца, то есть сообщается, о чем пойдет речь); фраза (содержится
основная информация абзаца); комментарии (подводится итог того, о чем
говорилось в абзаце).
Считается, что средняя длина
абзаца - это 4-6 предложений. Однако в текстах документов бывают абзацы, состоящие
из одного предложения. Однако какой бы ни была его длина, следует помнить, что это
внутренне замкнутый смысловое целое.
Чтобы не затруднился процесс чтения и
проработка документа, в деловых бумагах рубрики нумеруются. Существует две системы
нумерации - традиционная и новая.
Традиционная базируется на использовании
знаков разных типов-римских и арабских цифр, прописных и строчных букв. Она
дополняет абзацне членения текста (нумерация тезисов, пунктов, правил), которое
зависит от содержания, объема, состава документа. Система использования различных
обозначений должна иметь логическую строение:
А. Б. В. Г. Д...
I. II. III. IV. V...
1. 2. 3. 4. 5...
1) 2) 3) 4) 5)...
а) б) в) г) д)...
Рубрики, большие абзац, называют
так: параграф (§), глава, раздел, часть. Они тоже нумеруются. Во время
рубрикации текста следует соблюдать следующие правила:
1) нумеровать рубрики, если есть хотя бы
два однородных элементы перечисления;
2) применять однородные средства
нумерации в однотипных частей;
3) соблюдать правила пунктуации в
случае комбинированных способов нумерации;
4) использовать лаконичные,
однозначные заголовки. Новая система нумерации базируется па использовании только
арабских цифр, расположенных в определенной последовательности. Применяя ее, следует
учитывать:
а) после номера части, раздела,
пункта, подпункта ставят точку;
б) номер каждой составной части
включает номера высших ступеней деления:
• разделы - 1.; 2.; 3.;
• номера подразделений включают в
себя также номера разделов - 1.1.; 1.2.; 1.3.;
• номера пунктов содержат номер
раздела, подраздела, пункта 1.1.1.; 1.1.2.; 1.1.3.
Использование этой системы нумерации
дает возможность не употреблять словесных наименований и заголовков к частям
документа.
Лингвистическое наблюдение
► Прочитайте текст И. Какую систему
рубрикации использованы в нем?
► Обоснуйте принадлежность представленного
текста до сложного синтаксического целого.
Текст И
Человек - это открытая
саморегулируемая система, которая существует на основе взаимодействия с внешним
средой, обмениваясь с ним веществами, энергией и информацией.
Человек - представитель белково-нуклеиновой
формы жизни, и ей присущи все основные свойства жизни:
• (само)организация -
целеустремленность, т.е. внутренняя упорядоченность, взаимодействие элементов,
обеспечивает целостность системы, делает ее больше суммы составных частей;
• регуляция - целенаправленное изменение
состояния системы благодаря прямым и обратным связям;
• адаптация - соответствие
организации и поведения системы условиям ее функционирования и развития в
окружающей среде;
• непрерывность жизни, что
обеспечивают генетические механизмы сохранения и передачи наследственной информации
(По материалам интернет изданий).
► Сравните текст II с текстом.
Как изменилась строение предложений? Обоснуйте членения текста па абзацы.
► Какой из двух текстов легче для
восприятия и запоминания? Ответ обоснуйте.
Текст II
Человек - это открытая
саморегулируемая система, которая существует на основе взаимодействия с внешней средой,
обмениваясь с ним веществами, энергией и информацией. Как представителю
белково-нуклеиновой формы жизни, человеку свойственны самоорганизация, регуляция,
адаптация, непрерывность жизни.
Самоорганизация - это
целеустремленность, т.е. внутренняя упорядоченность, взаимодействие элементов,
обеспечивает целостность системы, делает ее больше суммы составных частей.
Регуляция - это целенаправленное изменение состояния системы благодаря прямым и обратным
связям. Адаптация - это соответствие организации и поведения системы условиям
ее функционирования и развития в окружающей среде. Непрерывность жизни
обеспечивают генетические механизмы сохранения и передачи наследственной информации.
► Выпишите из текста термины и их
определение. К какой научной области они принадлежат?
Конструктивная упражнение
► Используя традиционную и новую
системы, пронумеруйте заголовки тем.
Раздел Рынок денег ...
Тема ...Спрос на деньги
...Спрос на деньги
...Факторы, определяющие параметры
спроса на деньги
...Простые уравнения денежного обращения
...Теория кассовых остатков
Актуальное членение высказывания
► Произведите актуальное членение
поданного высказывания. Интервьюирование - метод индивидуальных бесед по заранее
составленному опроснику с группой учащихся для выявления мнения, отношение учащихся к
определенного объекта окружающего мира.
Интервьюирование можно проводить в
различных формах: письменной и устной (Из методических рекомендаций).
Анализ текста
► Прочитайте. Определите тему и
основную мысль текстов. Подберите заголовки.
Текст И
Не следует отождествлять инфляцию с
эмиссией денег или с ростом цен. Эмиссия - это законодательно обусловлен выпуск
дополнительной массы денег в обращение. Когда этот процесс обслуживает объективные потребности
обеспечение непрерывности движения растущего объема товарно-материальных
ценностей, то он не является инфляционным фактором. Эмиссия является источником инфляции, когда
она приводит к переполнению каналов денежного обращения, появления избыточных, а
итак, обесцененных денег (Из словаря экономических терминов).
Текст II
Частная собственность в условиях
социально ориентированного рыночного хозяйства - это способ создания общественных
производительных сил на основе экономической свободы человека, реализации его материального
интереса и хозяйственной предприимчивости. Она основывается на принципах:
достигать успехов благодаря своим способностям и разумному риску, хозяйничать с
прибылью (Из учебника).
Упражнение-восстановление
► Прочитайте текст, определите тему и
основную мысль. Придумайте заголовок к тексту. Определите логические части текста,
разделите его на абзацы. Найдите в тексте міжфразові средства связи
(лексические - использование местоимений для обозначения понятий, выраженных именными
частями речи, для избежания повторов, морфологические - соотношение видо-временных
и способових форм глагола, синтаксические - союзы (ведь, но все же),
вставные слова и конструкции (пожалуй, кроме того, и понятно, вот например).
Развитие общественного производства
связан с существованием различных его форм. Первой формой хозяйствования было
натуральное производство, при котором продукты труда предназначаются для удовлетворения
собственных потребностей непосредственных производителей жизненных благ, то есть для
внутрихозяйственного потребления. На смену натуральной форме хозяйствования
постепенно приходит товарная форма производства, которая длительное время существует рядом с
натуральной, проникая в нее и раскладывая ее.
Потребность в обмене результатами труда
имеют и натуральное и товарное производство, поскольку в них в той или иной форме
существует разделение труда. Он выступает общим условием обмена независимо от формы
производства. Льет если в натуральном хозяйстве обмен осуществляется в виде
продуктообмена, без условия эквивалентности, то товарное хозяйство объективно
требует совсем другой формы обмена. Итак, товарное производство - это такая форма
организации общественного хозяйства, при которой продукты производятся экономически
обособленными производителями (Из учебника).
III. Контрольно-рефлексивный этап
► Дайте ответы на вопросы.
1. Что такое тема текста?
2. Как определить основную мысль
текста?
3. Какую роль играет заголовок в
тексте?
4.3 какой целью в тексте выделяют
абзацы?
5. С помощью каких средств
сочетаются предложения в сложном синтаксическом целом?
► Докажите или опровергните мнение, что
абзац и ССЦ - не одно и то же.
► Продолжите предложения:
1. Абзац - это...
2. Типичный абзац имеет три части:
...
3. Средняя длина абзаца имеет
быть...
4. Во время актуального членения
предложения выделяют...
IV. Домашнее задание
► Подобрать текст профессионального
направления (технологического, естественно-математического, спортивного,
экономического). Найти в нем міжфразові средства связи, рубрицировать его части.