Уроки человек и мир
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЧЕЛОВЕК И МИР. 11 класс.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Раздел V. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

 

Уроки 29-30. Сущность природы. Историческое развитие представлений о природе

 

Цель: создать у учащихся собственное понимание основных понятий урока; расширять межпредметные связи, способствовать духовному развитию учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: урок-лекция.

Эпиграф:

• В природе нет ничего бескорыстного. (М. Монтень)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. Сегодня на уроке мы попытаемся определить значение понятия «природа» и ее влияние на жизнь человека, ознакомимся с историческим развитием представлений о природе.

 

III. Изучение нового материала

Сущность природы

 

Определение понятия «природа»

 

 

Формы отношений человека и природы

 

 

Человек, таким образом, в своей деятельности противостоит природе, но вместе с тем является частью и порождением ее. Природа же связана сама с собой, поскольку человек является ее частью. Поэтому культурной истории человечества предшествовала естественная предыстория, в процессе которой складывались предпосылки общественной жизни.

Наиболее общее представление о взаимодействии человека и природы дает нам понятие окружающую среду или окружающей среды. Это среда обычно разделяют на естественную и искусственную окружающую среду, или на так называемую первую, неолюднену природу, что существует независимо от человека и его деятельности, которая еще не стала предметом практического преобразования и является потенциальным объектом познания и освоения (иногда ее называют «натуральной природе»), и вторую, то есть природу, которая уже охвачена практической деятельностью человека, является ее результатом, то есть средой культуры.

К естественной среде относятся гео - и биосфера, то есть те материальные системы, которые возникли вне и независимо от человека, но стали или могут стать объектом ее деятельности. С началом освоения космоса такими объектами можно считать и определенную часть Солнечной системы, так называемый ближний Космос. Следовательно, природная среда не ограничивается только географическим средой. Понятие географическая среда было введено в социальную философию и географию французским ученым Ж. Реклю (1830-1905) и российским природознавцем Л. И. Мечниковым (1838-1888), братом выдающегося физиолога И. И. Мечникова, и до начала космической эры оно более-менее правильно отражало суть проблемы. Что же до современности, то географической средой можно считать лишь ту часть природы, с которой общество непосредственно контактирует на определенном историческом этапе. Оно охватывает только поверхность Земли, составляет чрезвычайно важную, но не единственную подсистему природной среды существования человека, в чем мы вскоре убедимся.

Искусственное среда охватывает материальные и социальные условия жизнедеятельности человека, объекты эстетического и нравственного отношения человека к природе. Это материальные вещи, созданные человеком, которых не существует в природе: растения и животные, выведенные или созданные человеком благодаря естественному отбору или генной инженерии; общественные отношения, связанные с социальной формой движения материи и осуществляемые через сознательную деятельность людей, а также духовные, моральные, эстетические ценности и т.д. Искусственную среду неизбежно постоянно наступает на естественное, поглощая его.

Масса всех искусственно созданных человеком неодушевленных предметов и живых организмов называется техномасою. Масса всех живых организмов, которые существуют в естественной среде, называется биомассой. Современные элементарные расчеты свидетельствуют, что техномаса, выработанная человечеством в течение одного года, составляет порядка 1013-1014 тонн, же биомасса, производимая на суше, - 1012 тонн. Итак, уже сегодня человечество создало искусственную среду своего существования, которое в десятки и сотни раз производительнее за естественное. К этому следует добавить также техногенное влияние человека, который приводит к изменениям геологических структур, создание искусственных водоемов, изменений атмосферы и даже излучение Земли, что произошло через влияние искусственных энергетических процессов.

В то же время природная среда является не только материальными условиями жизнедеятельности человека и исходным объектом производства, но и объектом эстетических и нравственных отношений с природой, неразрывно связанным не только физически, но и с духовной жизнью человека. Поэтому отношение человека к природе определяется не только утилитарными, меркантильными интересами, но и охватывает понимание глубин человеческой души.

Признаки «человеческого лица» природы:

• природа такова, что имеет способность порождать человека;

• человек как в прямом, так и в переносном смысле рождается «из природы»;

• природная основа человека является основой, на которой возникает человеческое бытие, психика, сознание и т.п.;

• в природном материале человек воплощает то, что является для нее непритаманним, неестественным. В итоге природа составляет основные принципы общественной жизни.

 

Исторические представления о природе

 

Представление

Содержание

Религиозные

Природа создана Богом. Так, в Библии говорится об акте творения: «В начале Бог создал небо и землю, отделил Небо от суши и повелел появиться растениям. На четвертый день создал Солнце, Луну и Звезды, в пятый - рыб, зверей, птиц и другую живность. На шестой день создал человека».

Но природа противопоставляется человеку как костная, статическая, неспособна к развитию и совершенствованию, как таковая, не имеет положительных измерений. Человек же создан по образу и подобию Божьему, ее естественная часть требует постоянного духовного укрощение, ведь жизнь - это борение божественного начала (души) с греховным природным началом (телом)

Античность

По мнению античных философов, человек является частью природы («микрокосм»), в ней нет ничего, чего нет в космосе в несравненно больших размерах. Подобно тому, как тело человека состоит из элементов, рассеянных в космосе, так и разум человека является частицей мирового разума. С другой стороны, сам космос рассматривался как некий живой и совершенный, упорядоченный организм, подчиненный определенному ритму, логосу, закона. Жизнь природы наделялось антропоморфными свойствами

Философские представления эпохи Возрождения

Природа рассматривается как источник радостей, наслаждений (вспомните непревзойденные шедевры живописи того периода). Можно говорить о культе естественного, телесного в самом человеке, о антропоцентричный характер философии Возрождения и становления научного изучения природы и человека

Философские представления Нового времени

Природа рассматривается как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая, из которой можно черпать все без меры и счета. Философ и мыслитель Ф. Бэкон сформулировал принцип «Знание - сила» и считал, что цель науки и техники - господство над природой

Научные представления Новейшего времени

Преобладает идея испытания природе, стремление познать ее тайны (к этому призывал Ф. Бекон), свести все разнообразие природы к четко сформулированных законов. Доминирование потребительского отношения к природе в первой половине XX в.

Со второй половины XX в. отношение человека к природе начинает включать момент ответственности за последствия природо-преобразовательной деятельности человека, общества, методы ее осуществления. С позиций современной науки, природа не создана и неистребимая, неисчерпаемая, бесконечная и безграничная. В своем развитии неорганическая природа порождает органическую (биосфера), последняя готовит все необходимые биологические условия для появления человека. Возникновение человека, общества существенно меняют собственную природу (формируется ноосфера)

 

ИV. Итог урока

Задание ученикам

1. Проанализировав представления человека о природе, сделайте вывод, какие противоположные в понимании этого понятия можно выделить.

2. Какие две позиции отношения человека к природе можно выделить?

 

Понимание

Отношение

• Природа царство слепых, стихийных сил, неподвластных человеческому разуму, хаосом;

• природа - царство, где господствуют разумные законы, торжествует естественная необходимость, нет места для произвола и капризов, которые часто случаются в отношениях между людьми

• Необходимость подчинения природы человеку, господство над ней;

• необходимость учиться у природы как образца совершенства, который превосходит и человека, и культуру

 

V. Домашнее задание

Объясните, как вы понимаете эпиграф к сегодняшнему уроку.