Раздел V. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Уроки 29-30. Сущность природы. Историческое развитие представлений о природе
Цель: создать у учащихся собственное понимание основных понятий урока; расширять межпредметные связи, способствовать духовному развитию учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения урока: урок-лекция.
Эпиграф:
• В природе нет ничего бескорыстного. (М. Монтень)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель. Сегодня на уроке мы попытаемся определить значение понятия «природа» и ее влияние на жизнь человека, ознакомимся с историческим развитием представлений о природе.
III. Изучение нового материала
Сущность природы
Определение понятия «природа»
Формы отношений человека и природы
Человек, таким образом, в своей деятельности противостоит природе, но вместе с тем является частью и порождением ее. Природа же связана сама с собой, поскольку человек является ее частью. Поэтому культурной истории человечества предшествовала естественная предыстория, в процессе которой складывались предпосылки общественной жизни.
Наиболее общее представление о взаимодействии человека и природы дает нам понятие окружающую среду или окружающей среды. Это среда обычно разделяют на естественную и искусственную окружающую среду, или на так называемую первую, неолюднену природу, что существует независимо от человека и его деятельности, которая еще не стала предметом практического преобразования и является потенциальным объектом познания и освоения (иногда ее называют «натуральной природе»), и вторую, то есть природу, которая уже охвачена практической деятельностью человека, является ее результатом, то есть средой культуры.
К естественной среде относятся гео - и биосфера, то есть те материальные системы, которые возникли вне и независимо от человека, но стали или могут стать объектом ее деятельности. С началом освоения космоса такими объектами можно считать и определенную часть Солнечной системы, так называемый ближний Космос. Следовательно, природная среда не ограничивается только географическим средой. Понятие географическая среда было введено в социальную философию и географию французским ученым Ж. Реклю (1830-1905) и российским природознавцем Л. И. Мечниковым (1838-1888), братом выдающегося физиолога И. И. Мечникова, и до начала космической эры оно более-менее правильно отражало суть проблемы. Что же до современности, то географической средой можно считать лишь ту часть природы, с которой общество непосредственно контактирует на определенном историческом этапе. Оно охватывает только поверхность Земли, составляет чрезвычайно важную, но не единственную подсистему природной среды существования человека, в чем мы вскоре убедимся.
Искусственное среда охватывает материальные и социальные условия жизнедеятельности человека, объекты эстетического и нравственного отношения человека к природе. Это материальные вещи, созданные человеком, которых не существует в природе: растения и животные, выведенные или созданные человеком благодаря естественному отбору или генной инженерии; общественные отношения, связанные с социальной формой движения материи и осуществляемые через сознательную деятельность людей, а также духовные, моральные, эстетические ценности и т.д. Искусственную среду неизбежно постоянно наступает на естественное, поглощая его.
Масса всех искусственно созданных человеком неодушевленных предметов и живых организмов называется техномасою. Масса всех живых организмов, которые существуют в естественной среде, называется биомассой. Современные элементарные расчеты свидетельствуют, что техномаса, выработанная человечеством в течение одного года, составляет порядка 1013-1014 тонн, же биомасса, производимая на суше, - 1012 тонн. Итак, уже сегодня человечество создало искусственную среду своего существования, которое в десятки и сотни раз производительнее за естественное. К этому следует добавить также техногенное влияние человека, который приводит к изменениям геологических структур, создание искусственных водоемов, изменений атмосферы и даже излучение Земли, что произошло через влияние искусственных энергетических процессов.
В то же время природная среда является не только материальными условиями жизнедеятельности человека и исходным объектом производства, но и объектом эстетических и нравственных отношений с природой, неразрывно связанным не только физически, но и с духовной жизнью человека. Поэтому отношение человека к природе определяется не только утилитарными, меркантильными интересами, но и охватывает понимание глубин человеческой души.
Признаки «человеческого лица» природы:
• природа такова, что имеет способность порождать человека;
• человек как в прямом, так и в переносном смысле рождается «из природы»;
• природная основа человека является основой, на которой возникает человеческое бытие, психика, сознание и т.п.;
• в природном материале человек воплощает то, что является для нее непритаманним, неестественным. В итоге природа составляет основные принципы общественной жизни.
Исторические представления о природе
Представление |
Содержание |
Религиозные |
Природа создана Богом. Так, в Библии говорится об акте творения: «В начале Бог создал небо и землю, отделил Небо от суши и повелел появиться растениям. На четвертый день создал Солнце, Луну и Звезды, в пятый - рыб, зверей, птиц и другую живность. На шестой день создал человека».
Но природа противопоставляется человеку как костная, статическая, неспособна к развитию и совершенствованию, как таковая, не имеет положительных измерений. Человек же создан по образу и подобию Божьему, ее естественная часть требует постоянного духовного укрощение, ведь жизнь - это борение божественного начала (души) с греховным природным началом (телом) |
Античность |
По мнению античных философов, человек является частью природы («микрокосм»), в ней нет ничего, чего нет в космосе в несравненно больших размерах. Подобно тому, как тело человека состоит из элементов, рассеянных в космосе, так и разум человека является частицей мирового разума. С другой стороны, сам космос рассматривался как некий живой и совершенный, упорядоченный организм, подчиненный определенному ритму, логосу, закона. Жизнь природы наделялось антропоморфными свойствами |
Философские представления эпохи Возрождения |
Природа рассматривается как источник радостей, наслаждений (вспомните непревзойденные шедевры живописи того периода). Можно говорить о культе естественного, телесного в самом человеке, о антропоцентричный характер философии Возрождения и становления научного изучения природы и человека |
Философские представления Нового времени |
Природа рассматривается как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая, из которой можно черпать все без меры и счета. Философ и мыслитель Ф. Бэкон сформулировал принцип «Знание - сила» и считал, что цель науки и техники - господство над природой |
Научные представления Новейшего времени |
Преобладает идея испытания природе, стремление познать ее тайны (к этому призывал Ф. Бекон), свести все разнообразие природы к четко сформулированных законов. Доминирование потребительского отношения к природе в первой половине XX в.
Со второй половины XX в. отношение человека к природе начинает включать момент ответственности за последствия природо-преобразовательной деятельности человека, общества, методы ее осуществления. С позиций современной науки, природа не создана и неистребимая, неисчерпаемая, бесконечная и безграничная. В своем развитии неорганическая природа порождает органическую (биосфера), последняя готовит все необходимые биологические условия для появления человека. Возникновение человека, общества существенно меняют собственную природу (формируется ноосфера) |
ИV. Итог урока
Задание ученикам
1. Проанализировав представления человека о природе, сделайте вывод, какие противоположные в понимании этого понятия можно выделить.
2. Какие две позиции отношения человека к природе можно выделить?
Понимание |
Отношение |
• Природа царство слепых, стихийных сил, неподвластных человеческому разуму, хаосом;
• природа - царство, где господствуют разумные законы, торжествует естественная необходимость, нет места для произвола и капризов, которые часто случаются в отношениях между людьми |
• Необходимость подчинения природы человеку, господство над ней;
• необходимость учиться у природы как образца совершенства, который превосходит и человека, и культуру |
V. Домашнее задание
Объясните, как вы понимаете эпиграф к сегодняшнему уроку.