Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 5 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТИКИ И КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

 

Мораль и личностное влияние

 

В психологии влияние - это процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека (его установок, представлений, мнений, оценок и т.п.) во время взаимодействия с ней.

Какие качества, умения помогают повысить личностный влияние? Это, безусловно, компетентность, доброжелательность, энергия, целеустремленность, энтузиазм, умение владеть собой, пользоваться разными способами и средствами общения. Это, безусловно, и те моральные нормы и правила, которые усвоила личность: честность в общении, справедливость, доброжелательность, искренность и т.д. (т.е. речь идет о нравственности человека). Известно, нередко люди в деловых отношениях отдают предпочтение моральным добродетелям над профессиональными качествами. Поэтому часто больший личностный влияние на других имеет тот руководитель или даже специалист, для которых моральные нормы поведения являются обязательными. В целом, по данным психологов, наиболее эффективным в общении будет руководитель, который одновременно является и компетентным специалистом, и нравственным человеком.

Какого-то жесткого набора качеств, добродетелей не существует. Прежде всего имеет значение, которой является личность вообще, имеет установки, самооценку и как она относится к моральным ценностям. Выделяют даже харизматическое влияние как такой, что идет от личности, которая является образцом для других.

Своеобразно проявляется, например, в общении влияние одного человека на других за власть. 3 одной стороны, власть - это возможность влиять на других, с другой - чтобы влиять, надо иметь власть. Когда один человек или группа людей пользуются властью для того, чтобы унизить других, чаще всего говорят: у них отсутствует культура общения, и прежде всего моральная.

Тем, кто стремится к высокой культуре общение, желательно знать, какая информация усиливает влияние на других людей, а какая, наоборот, уменьшает его. Так, не желательно говорить “я - маленький человек”, “у меня не получается”, “у меня мало опыта”, “я не хочу отнимать у вас время” и др. Лучше сказать: “я - еще молодой специалист”, “мне следует подробнее разобраться в этом”, “я только начал работу”, “мне хотелось бы с вами обсудить это вопрос” и др. В беседе желательно заменять фразы типа “я должен” на фразы “я хочу”, “я выбираю”. В первом случае человек действует, чувствуя себя приневоленою. Это, конечно, влияет на ее настроение, ей хочется сопротивляться, а это вызывает, в свою очередь, чувство вины. Через это в конкретной ситуации желательно делать свободный выбор, учитывая все обстоятельства, а также настроение, возможности, последствия и др. Личностное влияние повышаться, если желания человека и действительность совпадут. Это позволит ей почувствовать себя сильной, такой, что хочет и может достичь того, чего желает.

Компетентное использование человеком различных видов психологического влияния в деловом общении является важной составляющей ее культуры. Именно правильный подбор средств и механизмов воздействия способствует достижению оптимального результата взаимодействия, развитию личности, формированию у нее высоких моральных качеств, реализации ее творческих способностей и возможностей самосовершенствования.