Лекция 5 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТИКИ И КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Мораль и личностное влияние
В психологии влияние - это процесс и результат изменения индивидом поведения другого
человека (его установок, представлений, мнений, оценок и т.п.) во время взаимодействия с ней.
Какие качества, умения помогают
повысить личностный влияние? Это, безусловно, компетентность, доброжелательность,
энергия, целеустремленность, энтузиазм, умение владеть собой, пользоваться
разными способами и средствами общения. Это, безусловно, и те моральные нормы и
правила, которые усвоила личность: честность в общении, справедливость,
доброжелательность, искренность и т.д. (т.е. речь идет о нравственности человека). Известно,
нередко люди в деловых отношениях отдают предпочтение моральным добродетелям над
профессиональными качествами. Поэтому часто больший личностный влияние на других имеет тот
руководитель или даже специалист, для которых моральные нормы поведения являются обязательными.
В целом, по данным психологов, наиболее эффективным в общении будет руководитель,
который одновременно является и компетентным специалистом, и нравственным человеком.
Какого-то жесткого набора качеств,
добродетелей не существует. Прежде всего имеет значение, которой является личность вообще, имеет
установки, самооценку и как она относится к моральным ценностям. Выделяют
даже харизматическое влияние как такой, что идет от личности, которая является образцом для
других.
Своеобразно проявляется, например, в
общении влияние одного человека на других за власть. 3 одной стороны, власть - это
возможность влиять на других, с другой - чтобы влиять, надо иметь власть. Когда
один человек или группа людей пользуются властью для того, чтобы унизить других,
чаще всего говорят: у них отсутствует культура общения, и прежде всего моральная.
Тем, кто стремится к высокой культуре
общение, желательно знать, какая информация усиливает влияние на других людей, а какая,
наоборот, уменьшает его. Так, не желательно говорить “я - маленький человек”, “у меня не
получается”, “у меня мало опыта”, “я не хочу отнимать у вас время” и др. Лучше
сказать: “я - еще молодой специалист”, “мне следует подробнее разобраться в
этом”, “я только начал работу”, “мне хотелось бы с вами обсудить это
вопрос” и др. В беседе желательно заменять фразы типа “я должен” на
фразы “я хочу”, “я выбираю”. В первом случае человек действует, чувствуя себя приневоленою.
Это, конечно, влияет на ее настроение, ей хочется сопротивляться, а это вызывает, в
свою очередь, чувство вины. Через это в конкретной ситуации желательно делать
свободный выбор, учитывая все обстоятельства, а также настроение, возможности, последствия
и др. Личностное влияние повышаться, если желания человека и действительность
совпадут. Это позволит ей почувствовать себя сильной, такой, что хочет и может
достичь того, чего желает.
Компетентное использование человеком
различных видов психологического влияния в деловом общении является важной составляющей
ее культуры. Именно правильный подбор средств и механизмов воздействия способствует достижению
оптимального результата взаимодействия, развитию личности, формированию у нее
высоких моральных качеств, реализации ее творческих способностей и возможностей
самосовершенствования.