РАЗДЕЛ 3
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ УЧЕНИЯ
2.5. Уровневый анализ учебной деятельности
Структуру учебной деятельности можно анализировать на трех уровнях ее организации: мета-, макро - и микроуровнях.
Метауровень анализа предполагает рассмотрение структуры учения как отдельного момента деятельности вообще. Этот подход выделяет в ее структуре следующие универсальные составляющие психологического строения любой деятельности, как мотивационный, организационный, информационный, исполнительский и оценочного компонента и компонента контроля.
Макрорівневий подход ориентирован на выделение в структуре учебной деятельности таких основных составляющих, которые определяют психологическую специфику осуществления именно этого вида деятельности в отличие от других. По мнению И. И. Ильясова - найсистемнішого и наиболее последовательного современного исследователя этой проблемы, макроструктура учебной деятельности предполагает наличие двух основных компонентов - осознание (выяснения) содержания учебного материала и усвоение его. Все известные на сегодня теоретические модели обучения используют для описания его макрокомпонентов сроки, близкие к приведенным. Так, у Я. А. Коменского - это понимание и заучивание, в К. Д. Ушинского - получения и закрепления знаний. Е. Л. Торндайк выделял установления связи и укрепления его, а В. М. Леонтьев - восприятие, понимание и выполнение и проверку знаний. С. Л. Рубинштейн предлагал выделять в учінні прежде всего восприятие и осмысление учебной информации и овладения ею, а П. Я. Гальперин - выяснение и ориентирования в учебных материалах и отработка их.
Микроуровень анализа составляют действия и операции, благодаря которым индивид выясняет и отрабатывает содержание обучения. их можно объединить в две группы:
К первой группе следует отнести познавательные действия эмпирического и теоретического уровней и операции, которые их составляют. Наиболее полно раскрыл их содержание С. Л. Рубинштейн в исследованиях процесса узнавания как осмысливание явлений действительности. Такой процесс разворачивается как узнавания единичных явлений путем перехода от конкретного единичного объекта до всеобщего абстрактного теоретического обобщения его сущностных признаков и от абстрактного общего к наглядно единичного, то есть от явления к его важнейших составляющих в их отношениях и - обратно, в явлениях действительности с целью объяснения эмпирической ситуации. Осуществляются эти процедуры на основе таких операций познания, как сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и обобщения, выводы из индукции и дедукции и т.д.
Ко второй группе относят действия обработки и усваивания материала, которые обеспечивают переход от выяснения его до овладения им, т.е. обеспечивают способность воспроизводить и применять материал как в деятельности учения, так и в широкой социальной практике. Достигнутый уровень овладения учебным материалом можно описать через такие характеристики усвоенных знаний, степень их интериоризации, автоматизации, осознанности, розгорнутості т.д.
При этом інтеріоризацію можно описать как процесс, состоящий из специальных приемов опосередку-ния, а именно:
• использование искусственных классификаций и группировок материала;
• кодирование в виде специальных знаков - обозначений, схематизацій как графического и образного моделирования;
• включение усваиваемого материала в ранее інтеріоризовані обобщенные знания и действия и т.д.
Для автоматизации процесса характерны такие психические действия и операции:
• свертывание и сокращение обоснований (вследствие частых повторений исчезают, прежде всего, соображения, которые отвечают на вопрос, почему нужно так делать, - апелляции к правила ранее установленной закономерности, а остаются только оперативные элементы соображений, которые отвечают на вопрос, что и как надо делать, то есть, какие операции и в какой последовательности осуществлять);
• девербалізація алгоритма и материалов усвоения благодаря их переходу в глибиннішу - умственную форму существования;
• объединение отдельных операций в единое целое, которое в дальнейшем реализуется без прямого контроля сознания как интегрированный, целостный процесс, то есть как навык.
Осознанность и развернутость представляют собой синтез полноты знаний и возможностей воспроизвести их в вербальной форме.