СВЕДЕНИЯ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ
Урок № 26
Тема: Второстепенные члены предложения. Определение. Обстоятельство
Цель: сформировать понятие определение и обстоятельство, формировать умение распознавать их в предложениях, распространять предложения определениями и обстоятельствами; воспитывать уважение к фольклору, любовь к природе; развивать логическое и образное мышление, речь, наблюдательность, память’ять.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, проектор.
Ход урока
И. Проверка домашнего задания.
Работа у доски.
Записать предложения. В каждом из предложений подчеркнуть главные члены предложения и приложения.
Без матери и солнце не греет. Благодари матери за науку. Мать сама не’ест, а детей накормит. Хорошо ребенок не нуждается битья. И самые большие люди имели малую колыбель.
Народное творчество.
II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.
III. Изучение нового материала.
Работа с учебником.
Проработка теоретического материала (стр. 65).
Выполнение упражнения 163 (устно).
ИV. Выполнение упражнений на закрепление.
Работа у доски.
Записать предложения. Определить главные и второстепенные члены предложения. Подчеркнуть грамматические основы, дополнения и определения. С’выяснить, какими частями речи выражено определение.
Голубизна мою душу обвіяла. (П. Тычина.) Возносятся к свету и добру мои мысли. (Д. Павлычко.) Правічну думу думают леса. Зронило солнце янтарную каплю. (Л. Костенко.) И малейший волос свою тень бросает. С одного цветка пчела берет мед и змея яд. (Народное творчество.).
Переписать, вставляя на месте точек пропущенные буквы. Определить и подчеркнуть в предложениях определение.
1. Запоздалое бабье лето ткало свои х..мерні узоры. Его прозрачное паутины цеплялись за посіріле ст..бло пол..ну.
По В. Кулаковским.
2. Над в..сняним полем буйный вит..г веет. Молодой хозяин пше..ниченьку сеет. Ой виорю я ниву ш..рокую и посею хмеля..сокого. Как наделаю пива соло..кого, то зб..ру семью..ликую.
Народное творчество.
Прочитать, на месте точек вставляя подобранные из справок определения. С’выяснить, какими частями речи выражено их.
На Днепре я имел ... уголок. Здесь я любил удить рыбу. Вокруг росли осины и ивы.... Дальше шел ... дубняк. Местами попадались ... березы, ... груши. Деревья отражались в воде..., ... глубине реки. Берег зарос ... кустами ивняка. ... Берегу лежали ... луки.
Сколько раз я восхищался красотой ... ... утра! Сколько за это я прошляпил .. рыбин и ... рыбок! Как же я люблю красоту ... утренников, начинаются ... пением! Как люблю эти ... дни...
По А. Копыленко.
Справка.
Уютный (свой); наклонные (вьющиеся); густой; белокорые (стройные); дикие; прозрачной (блестящей); зеленой; буйными; втором (противоположном); уровне; неземной; осеннего; великих; мелких; теплых; птичьим; осенние.
V. Изучение нового материала.
Прочитать записанные на доске (или спроецированы на доску) предложения, определить в них главные члены. Поставить вопросы к выделенным второстепенных членов предложения.
Садок вишневий коло хати, хрущі над вишнями гудуть... (Т. Шевченко.) Угасает день и вскоре погаснет... (А. Сказка.) Свет вечернего солнца заглянул в причілкове окно (И. Нечуй-Левицкий). Надоела дню суета людськая. Спустился он отдохнуть в темноте... (Л. Глуб.) В бороду тихо улыбается дед. (М. Доленго.) На цыпочках выглядят георгины через плетень... (Л. Костенко.) Я хочу жить просто, без прикрас... (Л. Забашта.) Ветры от края до края, от рана до утра дуют. (О. Ольжич.)
Словарь.
Порог - боковая стена дома.
Работа с учебником. Проработка теоретического материала (с. 66).
Выполнение упражнения 166 (II, устно).
Обработка таблици «Второстепенные члены предложения» (с. 67).
VИ. Выполнение упражнений на закрепление.
Переписать. В предложениях подчеркнуть обстоятельства. Воспользовавшись таблицей “Второстепенные члены предложения” (с. 67), определить, что означает каждая из обстоятельств.
Течет вода из-под явора, оврагом на долину. А журавли летят себе домой ключами. (Т. Шевченко). На доме спросонья щелкнул клювом аист. (М. Стельмах). Осина раз вздыхает. Осина сонно шелестит... (П. Тычина.) Ежедневно в дворе’я наше заліта упрямый дятел. (М. Рыльский.) Взгляд твой пылает от гордыни. (Леся Украинка). Береза вспыхнет свечой в потемневшем роще. И месяц золотую кирею на нее наденет свою. (Есть. Гуцало.)
Предупредительный диктант. В каждом из предложений подчеркнуть члены предложения. К каждой обстоятельства задать вопрос.
1. В травах тихо догорает платочек зари... Скоро вечер снимет усталость дня, расстроилась над Днепром синева... Рассыпает солнце щедрой рукой золотистые цветы в тихой роще.
С тв. В. Сосюры.
2. Добрую каждый из нас чистосердечно служить. (Д. Белоус.) На устах расцветает слово и любистково, и барвінково. (П. Осадчук.) Больных посещайте щедро, искренне гостей встречайте! (Владимир Мономах.) По вечернему закату солнышко садится. Уже и туман уплывает в голубую росу. (Л. Забашта.) Месяц над лесом всміхнувсь золотой щекой. (Есть. Гуцало.) Еще вчера вяло плескалось из облаков. (П. Тычина.) В раскрытое окно вечерний сад шумит. И тихий вечер на прощание махнул багряным рукавом. (В. Сосюра.) На тихие воды, на ясные зори, рощи зеленые, в крае веселые плывем все мы, как волны в море, на Украину с чужбины! (С. Черкасенко.)
Работа с учебником. Выполнение упражнения 167 (II, письменно).
Навчальный диктант. В одном из предложений подчеркнуть все члены предложения.
С горы быстро мчится виз. Кобильчина летит галопом. На телеге стоит гражданин. Фуражка у него сбился набекрень. В левой руке он крепко держит вожжи, в правой держит кнут и угрожающе погукує на кобылку. В поле он увидел волка.
Охотники трусцой выбираются на гору. Справа от дороги пшеница растет склоном к речке, а за рекой прячется в ивах небольшой хуторок.
Охотники дружно разбегаются и начинают тесно окружать зверя. Волк не очень нервничает. Сначала он потихоньку отходит, а потом скоком подается прямо на охотников и звонко лает. (За Остапом Вишней; 83 сл.)
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Домашнее задание.
П. 9, упражнение 170.