Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 5 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТИКИ И КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

 

Совместная деятельность и влияние на нее этических норм и правил

 

Совместная деятельность субъекта с группой является тем важным фактором, который нередко определяет эффективность взаимодействия, а следовательно, и культуру общения. Поэтому, желая достичь положительного результата в сотрудничестве с другими, важно продумать прежде всего вопросы его организации.

Совместная деятельность в социальной психологии - это организованная система активности индивидов, целенаправленно взаимодействуют с целью создания объектов материальной и духовной культуры. Такая деятельность невозможна без контактов между людьми и обмена информацией, мнениями, оценками, чувствами и т.д. ее важной чертой является совместная цель и предвидение результата, который соответствовал бы общим интересам и способствовал реализации потребностей каждого из индивидов, которые начинают взаимодействовать. При этом важно спланировать и учесть “наследие” каждого в конечный результат.

Наши исследования свидетельствуют, что не каждая диада и не каждая группа готовы к совместной деятельности, к диалогу. Эта готовность имеет три компоненты - мотивационный, содержательный и операционный. Во-первых, у людей может возникнуть желание совместно работать, думать или, скажем, творить что-то материальное или духовное. Во-вторых, они не знают, как вместе работать и общаться, используя диалог: оба хотят выполнять одну и ту же часть работы, каждый хочет, чтобы деятельность проходила именно по его программой, в соответствии с его видением ситуации и др. И, в-третьих, их знания, которые нужны в конкретной ситуации, заметно различаются как качественно, так и количественно. Поэтому к совместной деятельности надо готовиться. И если группа имеет лидера, то он должен это учитывать.

Готовность к совместной деятельности в разных группах разная. Одни могут быть готовыми и мотивационно не готовы операционно. Другие имеют операционную и содержательную готовность, но не хотят объединяться в группы для достижения общей цели, хотят работать индивидуально или в другой группе. Поэтому в каждом отдельном случае надо решать, готовы члены группы к совместной деятельности, и соответственно этому подбирать методы работы. В менеджменте, например, считается, если группа плохо справляется со совместной работой, то в этом виноват руководитель, потому что он не подготовил ее к этому, не смог направить действия каждого и всех вместе.

Вообще, совместная деятельность лидера и всей группы - необходимое условие для установления взаимопонимания, формирование сплоченности группы и развития ее членов. Наши исследования показали, что это самый высокий уровень взаимодействия. Но желательно, чтобы этому предшествовало установление взаимодействия в подгруппах, сначала как условно совместной деятельности ее членов. Именно тогда они овладевают необходимыми действиями и содержанием, в частности продуктивным диалогом. Это как стартовая ступенька для подъема к общей деятельности лидера со всей группой.

Для того чтобы совместная деятельность дала положительные результаты, лидер должен учитывать особенности поведения людей в группе и этические проблемы, которые при этом возникают. Без этого вряд ли общение будет результативным и будет соответствовать должному уровню культуры.

В странах, где руководители фирм стремятся поднять уровень культуры делового общения, разрабатывают кодексы чести или нормы поведения работников. Например, к руководителям предъявляются такие требования: “относиться к подчиненным с уважением”; “внимательно выслушивать подчиненных, особенно их предложения”, “не обсуждать действия других людей”, “не просить подчиненных делать вам личные услуги”, “не занимать деньги у подчиненных” и др. Общения подчиненного с руководителем также определяется определенными правилам: “до руководителя надо относиться с уважением, по мере демонстрируя свою готовность к взаимодействию и выполнению поручений”, “не следует вести себя с руководителем слишком усердно”, “критическое замечание руководителя может иметь смысл, а потому стоит подумать, где и в чем допущена ошибка”, “обращаясь к руководителя, целесообразно употреблять ту форму, которой пользуется большинство сотрудников”. Общение с коллегами в соответствии с установленными правилами регламентируется, например, так: “быть доброжелательным, вежливым, приветливым”, “внимательно слушая собеседника, целесообразно показывать ему (позой или мимикой) положительную реакцию на него”, “не обсуждать на работе свои домашние и личные проблемы”, “не разговаривать громко, чтобы не мешать другим” и др.

В группах, где нормы и правила общение разработано и принято всеми ее членами, поведение каждого индивида нередко способствует изменениям в действиях и чувствах других, то есть имеет индивидуальный влияние.