Лекция 5 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТИКИ И КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Совместная деятельность и влияние на нее
этических норм и правил
Совместная деятельность субъекта с группой
является тем важным фактором, который нередко определяет эффективность взаимодействия, а следовательно,
и культуру общения. Поэтому, желая достичь
положительного результата в сотрудничестве с другими, важно продумать прежде всего
вопросы его организации.
Совместная деятельность в социальной
психологии - это организованная система активности индивидов, целенаправленно
взаимодействуют с целью создания объектов материальной и
духовной культуры. Такая деятельность невозможна без контактов между людьми и обмена
информацией, мнениями, оценками, чувствами и т.д. ее важной чертой является совместная
цель и предвидение результата, который соответствовал бы общим интересам и способствовал
реализации потребностей каждого из индивидов, которые начинают взаимодействовать. При этом
важно спланировать и учесть “наследие” каждого в конечный результат.
Наши исследования свидетельствуют, что не
каждая диада и не каждая группа готовы к совместной деятельности, к диалогу. Эта
готовность имеет три компоненты - мотивационный, содержательный и операционный.
Во-первых, у людей может возникнуть желание совместно работать, думать или,
скажем, творить что-то материальное или духовное. Во-вторых, они не знают, как
вместе работать и общаться, используя диалог: оба хотят выполнять
одну и ту же часть работы, каждый хочет, чтобы деятельность проходила именно по
его программой, в соответствии с его видением ситуации и др. И, в-третьих, их
знания, которые нужны в конкретной ситуации, заметно различаются как качественно, так и
количественно. Поэтому к совместной деятельности надо готовиться. И если группа имеет
лидера, то он должен это учитывать.
Готовность к совместной деятельности в
разных группах разная. Одни могут быть готовыми и мотивационно не готовы
операционно. Другие имеют операционную и содержательную готовность, но не хотят
объединяться в группы для достижения общей цели, хотят работать индивидуально
или в другой группе. Поэтому в каждом отдельном случае надо решать, готовы
члены группы к совместной деятельности, и соответственно этому подбирать методы
работы. В менеджменте, например, считается, если группа плохо справляется со
совместной работой, то в этом виноват руководитель, потому что он не подготовил ее к этому,
не смог направить действия каждого и всех вместе.
Вообще, совместная деятельность лидера и
всей группы - необходимое условие для установления взаимопонимания,
формирование сплоченности группы и развития ее членов. Наши исследования
показали, что это самый высокий уровень взаимодействия. Но желательно, чтобы этому предшествовало
установление взаимодействия в подгруппах, сначала как условно совместной деятельности ее
членов. Именно тогда они овладевают необходимыми действиями и содержанием, в частности
продуктивным диалогом. Это как стартовая ступенька для подъема к общей
деятельности лидера со всей группой.
Для того чтобы совместная деятельность дала
положительные результаты, лидер должен учитывать особенности поведения людей в группе
и этические проблемы, которые при этом возникают. Без этого вряд ли общение
будет результативным и будет соответствовать должному уровню культуры.
В странах, где руководители фирм
стремятся поднять уровень культуры делового общения, разрабатывают кодексы
чести или нормы поведения работников. Например, к руководителям предъявляются
такие требования: “относиться к подчиненным с уважением”; “внимательно выслушивать
подчиненных, особенно их предложения”, “не обсуждать действия других людей”, “не
просить подчиненных делать вам личные услуги”, “не занимать деньги у подчиненных”
и др. Общения подчиненного с руководителем также определяется определенными
правилам: “до руководителя надо относиться с уважением, по мере демонстрируя свою
готовность к взаимодействию и выполнению поручений”, “не следует вести себя с
руководителем слишком усердно”, “критическое замечание руководителя может иметь смысл,
а потому стоит подумать, где и в чем допущена ошибка”, “обращаясь к
руководителя, целесообразно употреблять ту форму, которой пользуется большинство
сотрудников”. Общение с коллегами в соответствии с установленными правилами
регламентируется, например, так: “быть доброжелательным, вежливым, приветливым”,
“внимательно слушая собеседника, целесообразно показывать ему (позой или мимикой)
положительную реакцию на него”, “не обсуждать на работе свои домашние и личные
проблемы”, “не разговаривать громко, чтобы не мешать другим” и др.
В группах, где нормы и правила
общение разработано и принято всеми ее членами, поведение каждого индивида
нередко способствует изменениям в действиях и чувствах других, то есть имеет индивидуальный влияние.