Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

СВЕДЕНИЯ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ

 

Урок № 25

Тема: Второстепенные члены предложения. Приложение

 

Цель: формировать умение различать главные и второстепенные члены предложения; дать понятие о приложении как второстепенный член предложения, формировать умение распознавать в предложении, составлять предложения с данными словами в роли приложений; воспитывать уважение к устному народному творчеству, любовь к родной природе; развивать логическое и образное мышление, наблюдательность, культуру речи, память, уточнять и обогащать словарный запас учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, таблица.

Ход урока

И. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

II. Изучение нового материала.

Работа с учебником.

Выполнение упражнения 158 (устно).

Проработка теоретического материала (стр. 63).

III. Выполнение упражнений на закрепление.

Работа с учебником. Выполнение упражнения 159 (устно).

Работа у доски.

Записать предложения. В каждом из предложений определить и подчеркнуть грамматическую основу. Указать второстепенные члены предложения (устно).

Хлеб с неба не падает. Без дела портится сила. Правда всегда наверх всплывает. Пустая посуда звенит издали. Добрый пастух свое стадо не покинет.

Народное творчество.

Работа у доски. Записать предложения, подчеркнуть приложения.

1. Без вербы и калины нет Украины. У мамы ее дети самые лучшие. Не желай сыну богатства, а желай ума. За науку целуй отца и мать в руку.

2. Заяц спит, и глаз не жмурить. Зайца ноги носят, волка зубы кормят. Поймал зайца за хвост. Видно зайца по ушам. Тащили медведя к меду и оборвали уши, тянули медведя от меда и оборвали хвост.

Народное творчество.

Переписать пословицы, вставляючи на месте точек выбраны из справки слова. В записанных предложениях підкреслити приложения.

Каждый Иван имеет свой ... . Без нашего ... вода не освятится. Без ... пустая хата. Любопытной Варваре ... одірвали. Не пугай ... морем. Каждая лягушка свое ... хвалит. Танцевала рыба с ... , а петрушка с ... , а лук ... , а девушка с казаком!

Народное творчество.

Справка.

План. Григория. Кондрата. Носа. Щуку. Болото. Раком, пастернаком, чесноком.

Творческая работа. Составить и записать предложения, в которых представлены существительные выступали бы то подлежащим, то приложением.

Слово, стол, Отечество.

Объяснительный диктант.

Подчеркнуть приложения, определить, какими частями речи выражено их.

1. Ветер колышет травы шелковые. (П. Тычина.) Ветер косы расплетает у зари. Вечер в небе разбрасывает янтаре. (В. Сосюра.) Нежность мне подарила ива. (Б. Олийнык.) Ночка крылья опустила, лес и поле пленила. (Г. Донец.) Душа тоскует по просторам степи (А. Гончар). У фиалок глаза синие влюбился я. (В. Сосюра.) Любит людей меня научила мать и родную землю... (В. Симоненко).

2. Снова наш малый Николай стал собираться в школу. Карандаша он положил в сумку, книгу, ручку, тетрадь, резинка, мяч, перо, грабли, подушку, пирожок, мягкую пышку, еще стула, стола и парту, и географическую карту. Сел Николай, дума мысль: «все Ли положил в сумку?» (По Н.Кирян.) А слышали ли вы о зайце, что ничего не боялся? Только он боялся лисы, а в темноте стога, еще с ружьями людей и маленьких детей. Еще он боялся жуков, еще шипшинових кустов, еще коровы и совы, еще высокой травы. (Л. Талалай.)

Работа с учебником.

Выполнение упражнения 160 (II, III, письменно).

Прочитать.. Два словосочетания ввести в самостоятельно составленных предложений. Составленные предложения записать, подчеркнуть в них приложения.

Простите (кому?) мне нанести (чего?) вреда, сожаления

болит (кому?) мне понести (чего?) неудачи

соблюсти (чего?) слова предать (кого? что?) человека

овладеть (чем?) знаниями игнорировать (кого? что?) совет

овладеть (кого? что?) язык учиться (чего?) ремесла, языки

Словарь.

Игнорировать - пренебрегать, умышленно не замечать, не обращать внимания.

 

IV. Подведение итогов урока.

 

V. Домашнее задание.

П. 9, упражнение 161.