Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Родной язык 7 класс планы-конспекты уроков

Урок № 32

Тематическое тестирование (тема: Дієприслівник). Виды чтения (ознакомительное, вивчальне, выборочное). Обучающее чтение молча

Цель: выяснить уровень усвоения знаний о дієприслівник как особую форму глагола и уровень сформированности речевых умений и навыков; дать представление о различных видах чтения молча; формировать коммуникативные умения, в частности умение чтения молча; развивать внимание, память, совершенствовать навыки самостоятельной работы, умение использовать на практике полученные теоретические знания.

Тип урока: комбинированный урок (проверка и учет полученных знаний, умений и навыков; изучение нового материала).

Оборудование: тестовые задания, текст для чтения молча.

 

Ход урока

 

И. Сообщение цели и задач урока.

 

ИИ. Проверка уровня усвоенных знаний и умений о глагол и правописание глаголов.

 

*Объяснение способов проведения проверки знаний и умений (инструктаж к проведению тестирования).

 

*Проведения тестирования.

 

*Ответы учителя на вопросы учеников (после того, как тестовые задание выполнено).

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (образцы)

 

1.Дієприслівник - это

а) самостоятельная часть речи;

б) особая форма наречия;

в) особая форма глагола.

Записать дієприслівник, поставить к нему вопросы (напр.: что сделав? прочитав).

2. Дієприслівник означает

а) признак предмета по действию;

б) признак действия, признак другого признака, признак предмета;

в) дополнительное действие или состояние.

Составить (вспомнить) и записать предложение с дієприслівником, подчеркнув его как член предложения (напр.: Холодные ветры мчались по полям, врывались с разбега в леса и, покружив, знасилені падали в зарослях. (Ю.Мушкетик.)

3. Дієприслівниковий оборот - это

а) дієприслівник вместе с глаголом-сказуемым, с которым он связан по смыслу;

б) дієсприслівник вместе с зависимыми от него словами;

в) дієприслівник вместе с грамматической основой предложения.

Составить (вспомнить) и записать предложение с дієприслівниковим оборотом (напр.: Мы, забывая истинную стоимость вещей, прем в ювелирные, словно дикари из пещер. (Б.олийнык.) Сад, наклонив серебряные ветви, песни птичьи вспомнил. (В. сосюра.)

4. Деепричастия совершенного вида образуются с помощью суффиксов

а) -учи (-ючи), -ачи (-исходя);

б) -вши, -ши;

в) -анн(ый), -янн(ой).

Образовать и записать дієприслівник совершенного вида от глагола сказать (сказав).

5.Не выделяется запятыми единичный дієприслівник в предложении:

а) А солнце, запыхавшись, потом сошло. (Б.олийнык.);

б) Мы с тобой во времени разошлись, а теперь, встретившись, не нашлись. (Е.гуцало.);

в) Бємось за выживание. Не молчи! Можно выживать живя? (Д.павлычко.)

Составить (вспомнить) и записать предложение, в котором единичный дієприслівник не выделяется запятыми (напр.: А уже старії люди идут охая на работу. (Марко Вовчок.)

6.Разом с не пишутся такие деепричастия:

а) не прочитав, не успевая, не заботясь;

б) невгаваючи, ненавидя, презирая;

в) не поняв, не придя, не зная.

Дієприслівник, что без не не употребляется, ввести в предложение (напр.: И к любви я, незчувшися, дорис.(М. рыльский.) Нестямившись от счастья, парень схватил оружие и начал ее рассматривать. (А.Кащенко.)

 

V. Изучение нового материала.

 

* Объяснение учителя.

 

В процессе чтения решаются разнообразные коммуникативные задачи. Их можно подчеркнуть с помощью такой схемы:

получить знания

Читают, чтобы научиться что-то делать

получить эстетическое наслаждение

 

Согласно этих коммуникативных задач реализуются и различные виды чтения. В основном выделяются три вида чтения: ознакомительное, вивчальне и выборочное. Виды чтения можно показать с помощью таблицы1:

 

Виды чтения

Что нужно осознать

Характер чтения

 

 

Ознакомительное

Стоит ли это читать? Кому текст адресно вано? Содержание каждого из разделов (абзацев) и текста в целом?

Быстрое перелистывание страниц, чтения заголовков; просмотр отдельных фрагментов текста, ознакомление с иллюстрациями; чтение анотоції, содержания издания.

 

 

 

Вивчальне

Какова тема и основная мысль текста? Что в тексте главное, второ рядное? Какую новую для читателя информацию содержит текст?

 

Медленное, вдумчивое чтение текста или его частей; глубокое проникновение в его содержание; максимально полное постижение новой информации.

 

 

Выборочное

О чем говорится в тексте? Какая информа ция является полезной? В каких частях (раздел лах) текста ее вміще ка?

Перелистывания страниц, быстрое чтение заголовков, содержания, отдельных фрагментов текста; медленное чтение нужных частей с целью извлечения нужной информации.

 

 

Ознакомительное чтение применяется для предварительного ознакомления с книгой ( журналом, книгой и т.п.). Мало кто обладает этим исключительно важным видом чтения в совершенстве. Просмотрев аннотацию, предисловие или из содержания поняв наиболее важные положения издание, читатель должен получить четкое представление о ценности и полезности книги.

Вивчальне чтения называют еще углубленным, аналитическим, критическим, творческим. Для обучения этот вид чтения считается целесообразным. В процессе чтения ученик не просто воспринимает информацию, он свыясняет менее понятны для него фрагменты текста, замечает сильные и слабые места в объяснениях, дает собственную трактовку представленным положениям и выводам, относясь к прочитанному творчески и критически. Собственно трактовка, свой взгляд на прочитанное позволяют лучше запомнитьпомнить воспринято, повышают уровень активности мысли читателя. К этому виду чтения прибегают, прорабатывая принципиально новый материал на незнакомую или малознакомую тему.

Выборочное чтение - быстрое чтение, в процессе которого читатель будто ничего не пропускает, но фиксирует внимание только на необходимых ему аспектах текста. Такой вид чтения в основном применяют при повторном чтении книги после предварительного ее просмотра. Страницы листают, пока не отыщут нужное место - его читают, применяя іший вид чтения - вивчальне (углубленное).

В последнее время называют еще один вид чтения - сканирования. Само название объясняет характер такого чтения: быстрый просмотр текста с целью поиска определенного слова, фамилии, факта.

Читатель должен научиться сознательно выбирать определенный вид чтения в зависимости от коммуникативной задачи, которая перед ним стоит.

 
ИV. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

* Проведение учебного чтения молча.

 

* Ответы на вопросы учащихся (после того, как тестовые задания выполнены).

 

Текст для учебного чтения молча

 

Кобзарчук

 

Старый кобзарь шествовал впереди, постукивая по сухой дороге дубовой палкой. На почтительном расстоянии от деда шел его поводырь Петрик, а с ним двое сельских мальчиков. Меньший ростом от своих сверстников, Петрик, однако, казался старше них. Может потому, что его продолговатое лицо засмагло от ветра, кончик носа осыпалась, губы пошерхли, а может, старшим делали его глаза. Большие, голубые, они уже не раз проникались слезой, ведь видели и горя, и муки человеческой много.

Мальчики расспрашивали своего нового товарища о местах, которые приходилось поминать Петя с дедом, интересовались, куда идут сейчас и вернутся в село.

Петрикове очень хотелось рассказать мальчикам о все, похвастаться перед ними. Если бы они только знали! Ходят они с дедом по Украине, меряют ногами бескрайние дороги, одно за одним проходят покріпачені грустные села. Часто заходят в вражеские крепости. Пристально осматривает вокруг Петрик своими голубыми глазами, повествует деду обо всем, что видит. А потом дед рассказывает о все гайдамакам.

Позади осталось село. Петя попрощался с новыми товарищами. Уже начали болеть ноги, но дед не собирался останавливаться на передышку.

- Слушай, будто что-то трясется. - Дед остановился. - Ну-ка, посмотри на дорогу.

Петрик напряг зрение, вглядываясь в даль. Сначала ничего не увидел, но вдруг в долине поднялась пыль. Она быстро приближалась.

- Шляхта!

- Пойдем помаленьку. Не впервые, пожалуй, встречаем.

Отряд солдат, человек на тридцать, уже доезжал до них. Передний всадник резко натянул поводья - гнедой конь взвился, фыркнул пеной просто деду в лицо. Петрик заточился назад, выпустил дедову руку.

- Это они! - бросил кто-то из всадников.

Начальник что-то сказал по-польски, и вдруг нагай обжег Петрикове босые ноги. Дальше все поплыло, как в страшном сне. Всадник в мохнатой шапке бросил парня в седло, и отряд, толочачи рожь, обратил вспять. Деда гнали пешком, привсвязав за шею веревкой к седлу.

Их привели к пустой кошары, бросили и закрыли за ними дверь. Уткнувшись лицом ему в колени, мальчик заплакал. Ему было страшно.

- Ты не бойся, - тихо шамрав дед, - когда они уселись на сене. - Спрашивать что - то-говори: " не знаю ничего. Деда вожу по базарам, вот и все. Выдал нас кто-то...

Текло время. Кобзаря и его поводыря никто не трогал. Петрик начал дремать. Его разбудили голоса. Кто-то ударил ногой дверь, и в стадо вошло четверо. Свистнул нагай, тихо ахнул дед. Нагай обкрутився вокруг кобзаревих плеч, солдат дернул его к себе, повалил деда.

- Не бей, не дам! - вцепился в жовнірову руку Петрик.

Тот кулаком повалил парня на землю, пнул ногой, схватил за шиворот и поднял.

- Куда с дедом шли?

- Не знаю, куда-то на ярмарку.

Один солдат скрутил Петрикове руки назад, другой звсвязал их веревкой. Парня бросили в угол, а сами начали допрашивать деда. Долго били старого кобзаря, но он молчал. Петрик порывался подняться, но его сбивали ударом сапога. Наконец солдаты отступили к двери.

- Ждите, завтра заговорите. Завтра примут вас в настоящую пытку.

Как только закрылась дверь, Петя подполз к деду:

- Дедушка, больно?

- Ничего, сынок, мне глаза вынимали, и то стерпел. А ты молодец. Ничего им не говори. Как бить, думай о хорошем... Наши выручат. Они узнают, им кто-то перескажет!

Петя заснул под тихое дедово бубнение. Проснулся среди ночи, хотел пошевелиться, но звсвязаны руки больно сжала печаль. Дед не спал. Он долго возился возле Петрикових рук, зубами розвязуючи узел.

- Беги, сынок, беги к нашим... Страж затих, видимо, заснул... Кровля дырявая... Не заблудишься?

- Дедушка, а вы? Вместе тікаймо!

- Я и так не вылез бы, а тут еще колодка на ногах. Не теряй себя. Гайдамаки меня спасут. Отыщешь атамана, скажешь: по дороге на Лысянку стоит отряд. Кого-то, небось, ждет. Они не знают, где наши. Спеши, сынок, не медли.

- Я, дедушка, утром вернусь с гайдамаками.

Петя выбрался на чердак, просунул в дыру голову. По волне он мяко соскочил по другую сторону хлева. Часовой спал, прислонясь к двери.

К гадамаків Петрик пробрался лишь на рассвете. Розсъезд привез его к атаману. Петрик рассказал, как они попали в руки шляхты, пересказал деду слова.

За мгновение гайдамаки мчались полем. Позади от тяжелого топота копыт гайдамацких лошадей гудела земля. (По Ю.Мушкетиком; 640 сл.)

 

На каждый из вопросов выбрать правильный ответ:

 

1. Старше сверстников кобзарчук Петрик казался через

а) свой высокий рост;

б) широкие плечи, крепкие кулаки;

в) глаза, которые видели много горя.

2. Перед ребятами Петрикове хотелось повихвалитися

а) богатыми заработками;

б) тем, что они с дедом - гайдамацкие разведчики;

в) тем, что они увидели много интересных мест.

3. Значение слова гайдамака такое:

а) длинное и тяжелое ружье с крюком на прикладе, что была на вооружении запорожских казаков в ХVVвв.;

б) участник народно-освободительной борьбы против польско-шляхетского гнета на Правобережной Украине в ХVIII ст.;

в) здание для хранения зерна.

4. Приближение отряда польских солдат первым

а) увидел Петрик;

б) услышал Петрик;

в) услышал слепой дед.

5. Слово польского происхождения жовнир означает:

а) разведчик;

б) солдат;

в) страж.

6. Отряд солдат, прервал деда с парнем, насчитывал

а) десять человек;

б) человек двадцать;

в) человек с тридцать.

7. Схваченных на дороге кобзарь с поводырем

а) привели к польского полковника;

б) бросили в стадо;

в) бросили в погреб.

8. Солдатам Петрик сказал, что они с дедом

а) шли на ярмарку;

б) шли к гайдамаков;

в) шли к полякам.

9. Руки Петрикове ночью розвсвязал

а) один из деревенских мальчиков;

б) старый кобзарь;

в) польский страж.

10. Дед не сбежал с мальчиком том, что

а) был ранен;

б) был избит;

в) был старый и еще закованный в колодку.

11. Атаману дед велел передать, что вражеский отряд стоит

а) по дороге на Лысянку;

б) по дороге на Ольшану;

в) по дороге на Корсунь.

12. Прочитанный текст имеет признаки

а) научного стиля;

б) делового стиля;

в) художественного стиля.

 

V. Подведение итогов урока.

 

VИ. Домашнее задание.Повторить п.п. 10-11, упражнение 180.Дібрати рабочие материалы к сочинению-описанию внешности одноклассника или соседа по парте с использованием представленной в упражнении 250 (II) лексики.