Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Родной язык 7 класс планы-конспекты уроков

Уроки № 33, 34

Связную речь

Письменное сочинение-описание внешности человека

(по собственным наблюдениям)

Цель: на основе полученных текстологических знаний формировать текстотворчі умения, в частности умение составлять описание внешности человека по собственным наблюдениям в художественном стиле и вводить такое описание к произведению; воспитывать уважение и внимание к человеку; развивать наблюдательность, внимание, обогащать и уточнять словарный запас учащихся.

 

Ход уроков

 

И. Актуализация опорных знаний.

* Прочитать. Доказать, что каждый из представленных отрывков является описанием внешности человека. Для чего составляется словесный портрет? Определить стиль отрывков.

И. Он молча стоял напротив, улыбаясь некстати, и как-то бездушно сріблились из-под бровей унылых у него две сизые застывшие капли, две зм'яті стеклянные пустоты, которые в тельцах своих мертвых уже не таили ничего. Слепой. На продавленной виска зібгалась морщавим шрамом загоєна круглая рана, просверлена пулей точно. Печальный, или нерешительный, или потрясенный шумом, топтался он, крутя шеей тонкой и худосочной. Упершись в собеседника нездвижно наставленим зрением, он нам начал свою повесть, поквапливу и нервную.

За М.Бажаном.

II. Вот он сидит в углу школьной сцены, нахмарений, крутолобая. С волосами, захохлевшим вверх и немного вперед, плотным, словно дріття. Оно не корилося никаким гребінцям, стоял густой щуткою, и зачесывал его таки вверх, ибо если провести расческой назад - ломался. Губы сурово сжаты, крутое, почти квадратный подбородок выдающийся вперед, толстые, в два пальца толщиной брови выровнены в одну тучу. Строгость и відреченість. (А в сердце разливается что-то мкоторое, теплое, нежное). В школе его прозвали Жуком - за черноту и нахмареність. Почему-то все были уверены, что в тех темных глазах зреет тайный умысел.

За Ю.Мушкетиком.

II. Сообщение цели и задач урока. Мотивация обучения.

 

III. Подготовка к работе над произведением.

 

* Работа с учебником. Выполнение упражнения 247.

 

* Объяснение учителя.

 

Воспроизводя с помощью слова внешний вид человека, нужно прежде всего обратить внимание на те признаки, которые для данного человека являются наиболее характерными, т.е. бросаются в глаза, отражая определенные черты ее характера, подчеркивают душевное состояние или настроение. В одном случае это черты лица, в другом - одежда или манера говорить.

Отношение к портетованої лица можно передать с помощью оценочных слов и надлежащим образом подобранных художественных средств: сравнений, эпитетов, метафор и т.д. Использование художественных средств делают словесный портрет выразительным и эмоционально выдержанным.

 

* Работа с учебником.Выполнение упражнения 248.

 

* Проверка наличия самостоятельно подобранных рабочих материалов к сочинению-описанию внешности человека.

* Коллективное составление плана сочинения-описания внешности человека по собственным наблюдениям.

 

Ориентировочный план сочинения-описания внешности человека

 

1. Кто этот человек (вступительная часть произведения).

2. Что прежде всего бросается в глаза в ее внешности.

3. Ее рост, осанка.

4. Волосы, прическа.

5. Черты лица. Выражение лица. Мимика. Жесты.

6. Одежда.

7. Общее впечатление: что нравится, а что, возможно, нет (концовка произведения).

 

* Зачитывание учителем двух-трех образцов ученических сочинений-описаний внешности человека.

 

ИV. Работа над сочинением-описанием внешности одноклассника, соседа по парте и т.д.

 

* Подбор учащимися языковых средств к сочинению-описанию с использованием представленной в упражнении 250 (II) лексики.

* Самостоятельная работа учащихся на черновиках.

 

* Редактирование написанного. Переписывание отредактированного произведения до тетрадей.

 

V. Подведение итогов урока.

 

VИ. Домашнее задание.Упражнение 250 (устно).