Лекция 5 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТИКИ И КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Определение взаимодействия
Нередко можно наблюдать, как во
время встречи между людьми не устанавливается контакт, через что их беседа не имеет
позитивного продолжения, хотя на обсуждение проблемы было потрачено много
времени. Почему это так? Потому, что между ними не состоялась взаимодействие.
Взаимодействие - это процесс
непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга,
порождает причинную обусловленность их действий и взаимосвязь. Этот процесс требует
активности и взаимной направленности действий тех людей, которые принимают в нем участие.
Если каждый участник выступает как
личность, а не как объект, взаимодействие может состояться на высоком уровне
нравственной культуры общения. Личность, общаясь, надеется, что ее
выслушают, поймут, откликнутся на ее чувства, дадут ответ на вопрос.
Для этого нужны определенные коммуникативные, желательно гуманистические установки по
других людей. Без таких установок соответствующей мотивации взаимодействия в общении
может и не состояться.
Существует много видов взаимодействия, а потому
и несколько их классификаций. Одна из самых известных - разделение на кооперацию
(сотрудничество) и конкуренцию (соперничество).
Известна классификация, где основой является
количество субъектов, общаются. Если двое субъектов, то это взаимодействие парная
(в диаде). Если субъектов много, то они могут взаимодействовать в группе (групповая
взаимодействие), между группами (межгрупповая взаимодействие) или субъект может действовать с группой
(субъектно-групповое взаимодействие). Этим субъектом может быть лидер или любой член
группы.