СВЕДЕНИЯ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ
Урок № 24
Тема: Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое
Цель: углубить знания учащихся о члены предложения, в частности главные; совершенствовать умение определять грамматическую основу предложения; практически ознакомить с составным сказуемым; развивать логическое мышление, пам’ять, культуру речи.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, раздаточный материал (карточки).
Ход урока
И. Проверка домашнего задания.
Работа у доски.
Выполнение индивидуальных заданий по раздаточным материалом (двумя-тремя учениками).
Карточка 1
Переписать, ставя в конце предложения знаки препинания. Прочитать предложения, правильно их інтонуючи. Рассказать, какие бывают предложения по интонации и по цели высказывания.
Вы слышали сказку о край царе Горохе знаете, почему людей там стало немного Кто искру из люльки сдул, а угасит не смог. И он поднялся в глазах пожар такой, аж загорелся снег
Леся Украинка.
Карточка 2
Переписать, ставя в конце предложения знаки препинания. Прочитать предложения, правильно их інтонуючи. С’выяснить вид каждого предложения по цели высказывания. Указать восклицательные предложения.
То я небрежный то я ленивый Вот задали нам четыре задачи и письмо в придачу И уже я вокруг ничего не вижу А ветер с разгона влетел в комнату: «И пока же сидеть И пока писать»
М. Пригара.
II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.
III. Изучение нового материала.
Работа с учебником.
Проработка теоретического материала (с. 54-55).
Выполнение упражнения 139 (устно).
Проработка теоретического материала (Простые и составные присудки, стр. 56). Работа с таблицей «Главные члены предложения» (с. 56-57).
ИV. Выполнение упражнений на закрепление.
Работа у доски. Записать предложения, в каждом подчеркнуть грамматическую основу. Указать составные глагольные и составные именные присудки.
1. Солнце начало восходить (Панас Мирный). Было утро чистый, серебряный, молодой. (М. Сиренко.) Листья хочет удержаться на ветвях... (Александр Олесь.) Она была красавица из Катериновки. (Л. Костенко.) Принялась мать ужин варить. (Б. Олийнык.) Матери забыть не могу. (П. Тычина.) Отец был немного строгий, но добрый. (Б. Гринченко.) Хотел я в сердце твое заглянуть. (С. Черкасенко.) Одно слово может спасти человека. (Род. творческим.) Слово мне становилось струей дождя... (В. Голобородько.) Певучести родниковой воды не может завидовать моя ласковая речь. (Н. Ібракаєва.)
2. Свой сухарь является попавшийся от чужого калача. Самый вкусный хлеб бывает от своего мозоли. Хлеб и вода есть казацкая еда. Хата славная не вуглами, а пирогами. Ржаной хлеб пшеничный вина, дед. Без хлеба обед сирота. Дурне сало без хлеба. Он падок на чужие колбасы.
Народное творчество.
Переписать, вставляя пропущенные буквы. Подчеркнуть в предложениях подлежащие и присудки.
Более бер..гом мохнатым сосны начали дремать. (Л. Боровиковский.) Хотел бы я пойти через леса дремучие... (Александр Олесь.) Я хочу быть невменяемым. (В. Симоненко.) На улице начало т..мніти (Нечуй-Левицкий). Дней счастливых никогда не удастся забыть. (Есть. Гуцало.) Стал мой Тарас чего расстраиваться... Апроизошла одна б..реза с..ротой. (Л. Глуб.) Я предпочитаю быть в..рбичкою. Я предпочитаю быть в..рбою. (Л. Забашта.)
Работа с учебником. Выполнение упражнения 144 (i, II, устно).
Объяснительный диктант. Определить составлены присудки. Указать предложение с составным именным сказуемым с опущенным глаголом-зв’вязанкой.
Начало обильно осыпаться на бульварах Киева оранжевое листья (С. Скляренко). Из всех потерь потеря времени тяжелая (Г. Сковорода). И всегда для всех и везде надо нам делать добро. (Д. Белоус.) Я зобов’связан помочь старому (Г. Стельмах) Я сын своего времени (А. Довженко).
Работа с учебником. Выполнение упражнения 146 (письменно).
V. Подведение итогов урока.
VІ. Домашнее задание.
§ 8, упражнение 148.