I СЕМЕСТР
УРОК 23
Тема. Перенос слова. Деление слова на слоги для переноса. Проверочная работа. Диалог
Цель: закрепить умение учащихся переносить слова по слогам; формировать умение переносить слова с учётом особенностей слогов; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас; воспитывать культуру оформления письменных работ.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Словарная работа. Запись слов с комментированием
Чего, вчера, вопрос, собрались, внимательно.
2. Повторение изученного материала о слоге
— Что такое слог?
— Как определить количество слогов?
— Какие звуки образуют слог?
3. Прочитайте текст. Перескажите его
КТО ХОЗЯИН ЖУКА?
У Жоры и Захара жила собака Жук. Каждый хотел стать хозяином Жука. Однажды мальчики гуляли в лесу. На Жука напали овчарки. Жора испугался и залез на дерево. Захар взял палку и стал защищать Жука. Кто же хозяин Жука?
— Где гуляли мальчики?
— Кто напал на собаку?
— Что сделал Жора?
— Кто стал защищать Жука?
— Посмотрите, а затем скажите, как переносятся слова с одной строки на другую.
— Какие правила переноса вы знаете?
IV. Сообщение темы и задач урока
Учитель. Сегодня на уроке мы повторим правила переноса слов.
V. Работа по теме урока
1. Прочтите слова
Мяч, собака, мебель, пруд, заяц, лисица, стол, завод, класс, конь, молоко.
— Разбейте данные слова на слоги. Назовите их.
— В одну строчку выпишите слова с одним слогом, в другую — остальные слова, разделяя их на слоги для переноса.
Запомните! Одну букву нельзя оставлять на строчке и нельзя переносить на другую.
2. Выпишите слова, которые нельзя переносить
Котята, эхо, коньки, лошадь, день, этаж, Оля, ягоды, эхо, пруд.
3. Составьте из слогов семь слов. Сколько слогов в каждом слове? Запишите эти слова, разделяя их для переноса
4. Перенос слов с буквами ь, й
— Спишите, разделяя слова для переноса.
Помните! Буквы й, ь нельзя переносить на другую строку.
Чайка, лайка, ручейки, лужайки, зайчики, мальчик, пальто, деньги, коньки, зверьки, осень, линейка, улей.
5. Спишите текст, выделенные слова разделите на слоги для переноса
ЛАНДЫШИ
В тени деревьев спрятался цветок. Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Это ландыш.
Мы любим ландыш за красоту и нежный запах.
Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные ягоды. Они ядовиты. Из ландыша делают лекарство для сердечных больных.
6. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы
ЛАНДЫШ
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень —
Он тихо зазвенит.
И этот звон услыш_т луг,
И птиц_, и цветы.
Давай послуш_ем, а вдруг Услыш_м я и ты.
Е. Серов
7. Прочитайте слова
полный бумага
толстый ствол
луна
человек
— К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите эти сочетания слов, разделяя их на слоги для переноса.
Запомните! Говорить кому-то о том, что он толстый человек, невежливо.
VI. Диалог. разговор на перемене (о зоопарке)
Учитель. Представьте себе, что вы встретились с товарищем на перемене. Узнайте, был ли он вчера в зоопарке, кого там видел, с какими впечатлениями вернулся из зоопарка?
VII. Итог урока
Беседа
— Какие правила переноса вы повторяли на уроке?
— Что нового вы узнали?
VIII. Домашнее задание