I СЕМЕСТР
УРОК 22
Тема. Диалогическая речь. Самостоятельное составление диалогов на основе жизненного опыта. Этикетные формулы, используемые в диалогах
Цель: учить учащихся формировать чёткие и выразительные высказывания в привычной для ребёнка форме речевого общения; развивать умение слушать, понимать собеседника, отвечать в соответствии с содержанием беседы; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать культуру общения.
Тип урока: урок развития умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Прочитайте внимательно. инсценируйте
ДРАЗНИЛКА
Сидит на суку Ворона и каркает.
А Заяц сидит на пеньке и Ворону дразнит.
Ворона говорит:
— Кар...
— ... Тошка! — прибавляет Заяц.
— Кор...
— ...Мушка! — ухмыляется косой.
— Кар...
— ...Тина! — быстро выкрикивает Заяц.
— Кор...
— ...Зина! — хохочет длинноухий.
— Кар-кар... — закричала рассерженная Ворона на Зайца и клювом его, клювом!
— ...Аул, Аул! — завопил Заяц.— Караул! — и от Вороны во весь дух!
С. Иванов
2. Речевая разминка
Чо-чо-чо, чо-чо-чо —
У меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу —
Раз болит — пойду к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу —
Нет, к врачу я не хочу!
Ча-ча-ча, ча-ча-ча —
Буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи —
Помогают нам врачи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу —
Ну, тогда пойду к врачу.
Л. Успенская, М. Успенский
IV. Работа по теме урока
1. Составление диалога «Уборка»
Чтение рассказа учителем.
Миша пришёл из школы и решил помочь маме убрать в комнате. Убирая, он вообразил, будто находится на другой планете, и все предметы расставил не так, как следует.
Коньки и зонт повесил на плафон. Карандаш и кисточку поставил в ботинок. Кошку посадил возле посуды. Лампу опустил на пол, а тапочки и щётки положил на письменный стол. Книги сложил под диван, а велосипед положил на диван. Собаку посадил на журнальный столик, рядом с ней поставил тарелку с костью. Чайник и вазу с фруктами расположил под столом. Довольный своей работой, Миша подметал пол, когда мама пришла с работы.
— Как вы думаете, что сказала мама, когда увидела его уборку?
Учащиеся составляют диалог мамы с Мишей.
Мама. Здравствуй, Миша!
Миша. Здравствуй, мама.
Мама. Что ты наделал?
Миша. Я тебе помог.
Мама. Чем?
Миша. Разве ты не видишь? Я убрал в комнате.
Мама. Посмотри, как ты убрал! Всё ли ты правильно разместил?
Миша. Как? Ах, мамочка, я размечтался и всё перепутал. Извини меня! Сейчас я снова уберу.
Мама. Давай вместе это сделаем.
2. Составление диалога «Дежурный»
— Представьте себе, что каждый из вас сегодня дежурный в классе. Узнайте, кто отсутствует в классе и по какой причине. Распределите обязанности по дежурству с другом.
Два ученика на протяжении пяти минут обдумывают диалог и разыгрывают его перед классом.
Оценку получает каждый ученик. Ориентированный объём составленного учащимися диалога: 3-4 реплики (без учета этикетных формул) на каждого из собеседников.
Оценки выставляются в отдельной колонке журнала без даты.
3. Составление диалога по рисунку
На рисунке — «Лесной магазин». Ученикам предлагается рассмотреть, что продается в этом магазине, кто что покупает, составить диалог, происходящий между продавцом Бобром и покупателем Белкой.
Белка. Здравствуй, Бобёр.
Бобёр. Здравствуй, Белка.
Белка. У тебя есть орешки?
Бобёр. Да, есть. Сколько тебе дать?
Белка. Один килограмм.
Бобёр. Хорошо. Вот тебе килограмм орехов. С тебя две гривни.
Белка. Возьми, пожалуйста, деньги.
Бобёр. Спасибо. А грибов не хочешь?
Белка. Спасибо, у меня есть.
Бобёр. Всего хорошего. Приходи ещё.
V. Итог урока
Беседа
— Что вы учились делать на сегодняшнем уроке?
— О чём следует помнить, когда с кем-то разговариваете?
VI. Домашнее задание