Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

I СЕМЕСТР

 

УРОК 22

Тема. Диалогическая речь. Самостоятельное составление диалогов на основе жизненного опыта. Этикетные формулы, используемые в диалогах

 

Цель: учить учащихся формировать чёткие и выразительные высказывания в привычной для ребёнка форме речевого общения; развивать умение слушать, понимать собеседника, отвечать в соответствии с содержанием беседы; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать культуру общения.

Тип урока: урок развития умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

 

III. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Прочитайте внимательно. инсценируйте

ДРАЗНИЛКА

Сидит на суку Ворона и каркает.

А Заяц сидит на пеньке и Ворону дразнит.

Ворона говорит:

— Кар...

— ... Тошка! — прибавляет Заяц.

— Кор...

— ...Мушка! — ухмыляется косой.

— Кар...

— ...Тина! — быстро выкрикивает Заяц.

— Кор...

— ...Зина! — хохочет длинноухий.

— Кар-кар... — закричала рассерженная Ворона на Зайца и клювом его, клювом!

— ...Аул, Аул! — завопил Заяц.— Караул! — и от Вороны во весь дух!

С. Иванов

2. Речевая разминка

Чо-чо-чо, чо-чо-чо —

У меня болит плечо.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу —

Раз болит — пойду к врачу.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу —

Нет, к врачу я не хочу!

Ча-ча-ча, ча-ча-ча —

Буду плакать у врача.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи —

Помогают нам врачи.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу —

Ну, тогда пойду к врачу.

Л. Успенская, М. Успенский

 

IV. Работа по теме урока

1. Составление диалога «Уборка»

Чтение рассказа учителем.

Миша пришёл из школы и решил помочь маме убрать в комнате. Убирая, он вообразил, будто находится на другой планете, и все предметы расставил не так, как следует.

Коньки и зонт повесил на плафон. Карандаш и кисточку поставил в ботинок. Кошку посадил возле посуды. Лампу опустил на пол, а тапочки и щётки положил на письменный стол. Книги сложил под диван, а велосипед положил на диван. Собаку посадил на журнальный столик, рядом с ней поставил тарелку с костью. Чайник и вазу с фруктами расположил под столом. Довольный своей работой, Миша подметал пол, когда мама пришла с работы.

— Как вы думаете, что сказала мама, когда увидела его уборку?

Учащиеся составляют диалог мамы с Мишей.

Мама. Здравствуй, Миша!

Миша. Здравствуй, мама.

Мама. Что ты наделал?

Миша. Я тебе помог.

Мама. Чем?

Миша. Разве ты не видишь? Я убрал в комнате.

Мама. Посмотри, как ты убрал! Всё ли ты правильно разместил?

Миша. Как? Ах, мамочка, я размечтался и всё перепутал. Извини меня! Сейчас я снова уберу.

Мама. Давай вместе это сделаем.

2. Составление диалога «Дежурный»

— Представьте себе, что каждый из вас сегодня дежурный в классе. Узнайте, кто отсутствует в классе и по какой причине. Распределите обязанности по дежурству с другом.

Два ученика на протяжении пяти минут обдумывают диалог и разыгрывают его перед классом.

Оценку получает каждый ученик. Ориентированный объём составленного учащимися диалога: 3-4 реплики (без учета этикетных формул) на каждого из собеседников.

Оценки выставляются в отдельной колонке журнала без даты.

3. Составление диалога по рисунку

На рисунке — «Лесной магазин». Ученикам предлагается рассмотреть, что продается в этом магазине, кто что покупает, составить диалог, происходящий между продавцом Бобром и покупателем Белкой.

Белка. Здравствуй, Бобёр.

Бобёр. Здравствуй, Белка.

Белка. У тебя есть орешки?

Бобёр. Да, есть. Сколько тебе дать?

Белка. Один килограмм.

Бобёр. Хорошо. Вот тебе килограмм орехов. С тебя две гривни.

Белка. Возьми, пожалуйста, деньги.

Бобёр. Спасибо. А грибов не хочешь?

Белка. Спасибо, у меня есть.

Бобёр. Всего хорошего. Приходи ещё.

 

V. Итог урока

Беседа

— Что вы учились делать на сегодняшнем уроке?

— О чём следует помнить, когда с кем-то разговариваете?

 

VI. Домашнее задание