Уроки человек и мир
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЧЕЛОВЕК И МИР. 11 класс.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Раздел IV. СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ

 

Уроки 26-27. Истина и ее критерии. Понимание метода познания и закона

 

Цель: определить сущность понятия «истина»; развивать умение критически анализировать различные точки зрения по определенной проблеме, решать познавательные задачи; самостоятельно делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: лекция с опорой на структурно-логические схемы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Изучение нового материала

Истина, сущность понятия

Учитель. Познания действительности является процессом постоянного взаимодействия субъекта и объекта, находится в постоянном развитии и опосредуется активной деятельностью субъекта. Анализ познания именно сквозь призму активной практической и познавательной деятельности дает возможность понять субъективную активность человека как необходимое условие достижения истинного знания о действительности. Проблема истины является сердцевиной теории познания, поэтому представители всех философских направлений и школ пытались сформулировать свое понимание природы и сущности истины.

Задания для учащихся

Обдумайте высказывания: «Мир есть процесс безостановочных изменений, поэтому он непізнанний, недостижимый», «В своей основе мир неизменен, спокойный и поэтому доступен». Есть ли, по вашему мнению, среди приведенных высказываний правильное? Свой выбор аргументируйте.

В основе каждого из этих высказываний лежит предположение, что познавать можно только неизменные объекты. Вместе с тем очевидно, что, познавая мир, человек способен проявлять его динамику, охватывать изменения, определять тенденции и перспективы развития. Относительность полученных суждений и выводов не отменяет их истинности при данных условиях.

Классическое определение истины дал Аристотель, определив истину как соответствие наших знаний действительности. Однако это определение было настолько широким и абстрактным, что его придерживались все философы - как материалисты, так и идеалисты, как диалектики, так и метафизики. Это определение истины признавали различные по своим философским взглядам мыслители: Ф. Аквинский и П. Гольбах, Г. Гегель и Л. Фейербах, а также К. Маркс и его последователи. Различия между ними существуют лишь в вопросе о характере отображаемой реальности и о механизме соответствия.

Современное понимание истины заключается, во-первых, в том, что действительность, отраженная в истине, трактуется как объективная реальность, которая существует независимо от сознания и сущность которой проявляется через явление; во-вторых, познание и его результат - истина неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой, достоверное знание сущности и ее проявлений воспроизводится в практике. Истина - это адекватное отражение объекта субъектом, которое воспроизводит объект таким, каким он существует независимо от сознания субъекта познания.

Современная материалистическая теория познания конкретизирует традиционную концепцию истины через диалектическая взаимосвязь понятий: «объективная истина», «абсолютная истина», «относительная истина», «конкретность истины», «заблудження».

 

Истина

Объективная истина определяется как такое содержание человеческих знаний о действительности, которое не зависит ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Следует обратить внимание на то, что в этом определении подчеркивается независимости от субъекта именно содержания истины. Но, будучи характеристикой человеческого знания, истина не может быть абсолютно независимой от субъекта познания. На всех этапах своего развития человеческое познание и его результат - знание и диалектической единством объективного и субъективного, поскольку на всех этапах картина мира своим источником имеет тот или иной уровень развития практики и создается по образу и подобию средств, форм и способов человеческого влияния на действительность

Относительная истина - это такое знание, которое в принципе правильно, но неполно отражает действительность, не дает ее всестороннего исчерпывающего образа. Относительная истина включает в себя и такие моменты, которые в процессе дальнейшего развития познания и практики будут изменяться, углубляться, уточняться, заменяясь новыми. Исторический процесс развития познания именно в том и состоит, что неполное, одностороннее знание заменяется более точным, всесторонним. Однако относительность наших знаний, их незавершенность не означает, что в них отсутствует объективное содержание. В той мере, в которой картина мира определяется не волей и желанием субъекта, а реальным положением вещей, она является объективной истиной

Абсолютная истина - это такое содержание человеческих знаний, которое тождественно своему предмету и который не будет опровергнут дальнейшим развитием познания и практики. Абсолютность истины связана с ее объективностью. Поскольку истина объективна по содержанию, она одновременно является и абсолютной, но только в определенных пределах. Именно поэтому объективная истина неизбежно не только абсолютная, но и относительная, то есть она является абсолютной только в определенных пределах, по отношению к ним. Сами же эти границы определяются уровнем исторического развития познавательной и практической деятельности субъекта

 

Следует отметить, что нет и быть не может отдельно абсолютной истины и отдельно относительной. Существует одна истина - объективна по содержанию, которая представляет собой диалектическое единство абсолютного и относительного, то есть является абсолютной истиной, но относительно определенных пределов. Абсолютное и относительное - это два необходимых момента объективной истины. Относительная истина с необходимостью содержит в себе момент абсолютного, обуславливает и предполагает ее. Абсолютная истина, в свою очередь, предоставляется человеку только через относительные истины, которые находятся в бесконечном процессе постоянного развития. Относительные истины - это ступени, определенные этапы на пути достижения абсолютной истины. На каждом этапе познания мы имеем дело лишь с относительно истинным, ограниченным знанием. Однако способность человека преодолевать эту ограниченность, получать более совершенные знания свидетельствует о принципиальной возможности, продвигаясь к объективной истины, достигать одновременно и абсолютной истины.

Безусловно, человеческое познание никогда не сможет дать исчерпывающе адекватной характеристики сущности бесконечного по своей природе материального и духовного миров. Однако это вовсе не означает, что абсолютная истина является недостижимым идеалом. В каждой относительной истине есть момент абсолютной. Это то объективно истинное, проверенное практикой знания, которое не опровергается последующим развитием познания, а сохраняется, інкорпоруючись в содержание нового знания. Прежде всего выявляются и уточняются те пределы, в которых это знание сохраняет свою объективную истинность.

Задание ученикам

1. Аристотель в «Метафизике» утверждал: «Мысль о том, что об одном и том же можно высказывать противоречивые друг другу утверждения, основанная больше на предположении, что количество у тел не остается неизменным. Однако сущность связана с качеством, а качество имеет определенную природу, а количество неопределенную.

2. Аристотель утверждал: «Если в отношении одного предмета высказываются два противоположных суждения, то одно из них истинно, а другое ложно. Конкретизируйте эту ситуацию на любом примере. Разделяете ли вы позицию философа? Чью точку зрения Аристотель предлагает считать истинной?

3. Августин утверждал: «Думаю, что оную истину знает только Бог, возможно, познает душа, когда оставит это тело» Вместе с тем он считал, что есть истины, доступные для человека». Если в мире четыре стихии, то их не пять. Если солнце одно, то его не два. Душа же время не может умереть и быть бессмертной. Не может один и тот же человек одновременно быть и блаженным, и несчастным.

4. Августин, как и Аристотель считал, что из двух противоположных утверждений относительно одного предмета одно является истинным. А может быть истинным утверждение, построенное по принципу «или - или» по принципу «и то - и другое», если оба суждения противоположные по сути? Приведите примеры.

Учитель. Познание осуществляется через единство и борьбу противоположностей - истины и лжи. Постоянное их сосуществование и взаимодействие источником имеют практику, поскольку именно она является основой познания в целом, а соответственно, и его результатов.

Это положение, на первый взгляд, противоречит другому фундаментальному положению современной материалистической гносеологии о практику как критерий истины. Казалось бы, истина (и только она) должна быть продуктом проверенного практикой процесса познания. Неужели же, даже когда она появляется в случае неразвитости самого познания, должен сразу же проявляться практикой и исключаться из дальнейшего функционирования в системе знания. Однако в действительности все происходит иначе. Все станет понятно, если не абсолютизировать практики как критерия истины, а учитывать, что в своей критериальной функции она представляет собой диалектическое единство абсолютного и относительного. Это объясняется историческим характером практики и многогранностью ее проявлений.

Относительность практики как критерия истины связана с некоторыми особенностями взаимосвязи между теоретическими знаниями и практикой. Когда речь идет о том, что то или иное знание подтверждается практикой, имеют, как правило, на виду, что деятельность, осуществляемая в соответствии с данными знаниями, дала ожидаемый результат или что данное знание без противоречий объясняет все имеющиеся факты данной теории. Однако вся сложность заключается в том, что ложь в этом плане может быть не менее «доказательной», чем истина. Взаимосвязь теоретического знания и реального действия носит сложный и опосредованный характер. Истина, действительно, непротиворечиво объясняет научные факты и, реализуясь в действии, дает полезный эффект. Но это не означает, что справедливым будет и обратное утверждение: из полезного эффекта обязательно следует истинность того или иного положения. Разве не в меньшей степени, чем истина, может давать и дает полезный эффект, особенно когда это не касается общественно значимых целей и потребностей в их общеисторическом смысле, когда ставится цель достичь полезного эффекта.

Практика выполняет функцию критерия истины как целостный процесс в диалектическом единстве преобразовательного (продуктивного) и використовувального (репродуктивного) уровня, правда, при приоритетном значении преобразовательного, потому что именно там находят реализацию высшие достижения творческой деятельности человека, основанные на том или ином уровне развития познания. Однако даже в единстве двух своих основных уровней практика все же не может быть абсолютным критерием истины, поскольку она всегда является практикой определенного исторического этапа развития. Полным и абсолютным критерием она могла бы быть только как целостный исторический процесс, в котором осуществляется постоянное расширение сферы «очеловечивание» мира сквозь призму прошлого, современного и будущего. Но практика, которая сама является историческим процессом, всегда функционирует как диалектическое единство абсолютного и относительного. И хоть известно, что практика является одновременно и абсолютным, и относительным критерием истины, ее значение в познании определяется тем, что это основной и всеобщий критерий истины, единственный способ выявления объективного содержания наших знаний о действительности.

Однако, как известно, есть философы (представители рационализма XVII - XVIII вв., позитивизм, некоторые философы-марксисты), которые на основе того, что логическое доказывание имеет широкое и многогранное применение в научном познании, утверждают, что и логика является критерием истины, потому что истинность логических форм может определяться их взаимным логичным связью и взаимным соответствием.

В познании участвует много факторов: не только присущие человеку способности, а выработаны в ходе исторического развития различные эвристические, методологические и методические средства, исследовательские программы, а также общественно выработанные ценности и оценки, в которых выражены определенные предельные ориентации знаний, интересов, приоритетов субъекта.

Ценности - это специфически общественные определения объектов, выражающих их положительное или отрицательное значение для человека и общества: добро или зло, прекрасное или безобразное, справедливое или несправедливое и др. Все разнообразные предметы человеческой деятельности, общественные отношения и включенные в их сферу природные процессы могут выступать «предметными ценностями», объектами ценностного отношения. Субъективные ценности - это оценки, установки, императивы и нормативные представления, закрепленные в общественном сознании и культуре как способы и критерии, на основе которых происходит оценка действительности и деятельности человека. Ценности - это то, на что ориентируется субъект в своей познавательной и практической деятельности, а также то, что достигается в процессе и результате такой деятельности.

 

Понимание метода познания и закона

Метод (от греческого метод - буквально: путь к чему-то) в широком значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Как средство познания метод является способом воспроизведения мышлением вещи, которая изучается. Это - способ построения и обоснования знания. Суть метода составляет ряд приемов, с помощью которых человек познает или практически осваивает мир.

Так, на производстве метод - это способ изготовления вещей, выращивание полезных растений, животных и т.д. В науке метод - это способ достижения новых результатов научных истин. Философия на протяжении своего развития выработала общий метод познания - диалектику, одну из важнейших форм мышления.

 

Философские методы познания

 

 

Общенаучные методы познания

 

 

Восхождение от абстрактного к конкретному и наоборот - еще один из теоретических методов познания. Прибегая к абстракции, исследователь выделяет главное, сущностное и отвлекается от случайного, неглавного в вещи, явлении. С помощью абстракций образуются научные понятия (например, «человек», «вещество» и др.).

Метод аналогии (от греческого - сходство) определяет сходство, соответствие, т.е. то, что имеет одинаковое значение. Моделирование (вещное или математическое) является созданием аналога, то есть образца, нормы определенной вещи или явления. Этот аналог нужен для хранения и расширения знания об оригинале для его преобразования или управления им. Идеализация является воображаемым созданием объектов, которые не существуют в действительности (например, в математике это точка, в физике - идеальный газ или абсолютно твердое тело, в обществе - идеальное государство, идеальная семья и др.). Отсюда - возникновение личных и общественных идеалов, о чем говорилось в разделе «Духовная жизнь и духовность человека». К этим же методам относятся формализация, методы исторического и логического и др.

Какова природа методов? Своим генетическим корням метод достигает практической деятельности. Приемы практических действий человека с самого начала должны были сообразовываться со свойствами и законами действительности, с логикой тех процессов, с которыми человек имел дело.

И, познавая эти процессы, человек открывает для себя весьма важное свойство существования мира: в связях и отношениях есть много устойчивого, неизменного, повторяющегося и необходимого. Это свойство получило название «закон». Следовательно, закон в наиболее общей, абстрактной форме - это понятие, которое отражает необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся в тех или иных явлениях действительности. Такое понимание понятия закона показывает, что в мире независимо от сознания человека, то есть объективно, существует закономерность, отражение которой происходит субъективно и определяется понятием «закон». Человек открывает законы, например, природы, поскольку она смогла своим сознанием охватить необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения. Исаак Ньютон, познав целостность механистической картины мира, отразил ее субъективно, увидев отдельную грань - земное притяжение. Но законы Ньютона «работают» и теперь, ибо это субъективное отражение максимально приближена к своему прообразу.

Человек открывает законы не только «первой» природы, в которой она возникла. Человек часто творит закономерности «второй» природы, то есть того, что она создала сама. Деятельность человека обусловливает возникновение ряда закономерностей общественного развития и тех отношений, которые складываются в определенном обществе. Общеизвестно, что без труда, трудовой деятельности человека как закономерности не может существовать общество.

Закон выражает одну из сторон сущности, познание которой в теории совпадает с переходом от эмпирических фактов к формулировке законов, по которым происходят процессы, которые изучаются.

Типы законов разнообразные. Одни из них отражают функциональную взаимосвязь между свойствами вещей (например, закон взаимосвязи массы и энергии), другие - взаимосвязь между материальными объектами в больших по размерам системах (например, законы электромагнитных и гравитационных взаимодействий), между системами или между различными состояниями или стадиями в развитии систем (например, закон возрастания энтропии, закон перехода количественных изменений в качественные).

Законы различаются также по степени общности и сфере действия. Отдельные, специфические законы отражают связь между конкретными физическими, химическими или биологическими свойствами вещей (вспомните известные из школьного курса законы физики, химии или биологии).

Общие законы отражают взаимосвязь между общими свойствами, проявляются на всех уровнях бытия и изучаются такими дисциплинами, как философия, кибернетика и др.

В природе закон реализуется неосознанно, в результате объективного взаимодействия материальных тел. В обществе все социальные законы реализуются благодаря сознательной, целенаправленной деятельности людей, то есть благодаря субъективному фактору. Реализация законов зависит от наличия соответствующих условий.

Именно в обществе оказывается активная законотворческая деятельность человека, особенно в таких сферах, как право и мораль.

Понятие «закон», его понимание дает возможность человеку, человечеству определяться с тем необходимым, важным в их жизни, что, с одной стороны, происходит благодаря объективным процессам, а с другой - благодаря последовательной, целенаправленной деятельности людей непосредственно. Иначе говоря, понятие «закон» оттеняет грани возможного и невозможного в жизни и деятельности людей.

 

III. Итог урока

Беседа с учащимися

1. Которым есть классическое определение понятия «истина»?

2. В чем выражается объективность истины?

3. Раскройте возможности и границы использования критерия «практика».

4. В чем выражается относительность полученных нами истин?

5. С какими методами познания вы ознакомились?

 

IV. Домашнее задание

Запишите в тетради словарик понятий, с которыми вы познакомились сегодня на уроке. Для выполнения этой работы используйте философский словарь.