Уроки человек и мир
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЧЕЛОВЕК И МИР. 11 класс.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Раздел IV. СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ

 

Урок 25. Познания. Субъект и объект познания

 

Цель: рассмотреть сущность познания; развивать умение приобретать новые знания, опираясь на имеющиеся; научить учащихся самостоятельно искать ответы на вопросы этой темы; расширять межпредметные связи.

Форма проведения урока: школьная лекция с диалоговыми методами обучения.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Задание ученикам

Определите роль и назначение различных видов знаний, моделируя отдельные ситуации.

1. Учащимся предлагается продолжить фразы:

• О мире физических явлений я знаю.

• О мир живых существ я знаю.

• О мире людей я знаю.

• Про себя я знаю.

Выслушав ответы учащихся, учитель делает вывод:

- Из ваших ответов мы увидели, каким является объем и разнообразие накопленных вами знаний. Эти знания о предметы, процессы, явления, свойства, связи не исчерпывают всех возможностей нашего познания.

2. Продолжите следующие фразы:

• Я знаю, как пользоваться.

• Я знаю, как применить.

Вывод. В данном случае речь идет о другой вид знаний - способы и правила деятельности.

3. Раскройте такое суждение:

• Я знаю, откуда берутся знания.

Мы с вами видим, что ответ на вопрос о том, как человек познает действительность и саму себя не так уж проста и очевидна, как это может показаться на первый взгляд. Философы, психологи, представители религиозной мысли по-разному трактуют эту проблему. О некоторые идеи и позиции мы будем говорить далее.

 

III. Изучение нового материала

Принципы теории познания

Принципы построения любой системы, в том числе теории познания, как правило, являются самоочевидными, детерминированными ее внутренними связями. То есть изнутри каждая система выглядит логичной, причинно обусловленной, аргументированной. Поэтому нельзя применять внутреннюю логику одной системы для критики другой.

 

 

Первым из принципов гносеологии следует назвать принцип объективности, то есть признание объективного существования действительности как объекта познания. Это означает, что прежде чем ставить вопрос о возможности познания, необходимо выяснить вопрос о том, существует объект познания. Важно также знать, что в нашем знании по содержанию является объективным, как можно ограничить субъективные моменты в познавательной деятельности.

Вторым следует назвать принцип узнаваемости, согласно которому человеческие знания в принципе способны адекватно воспроизводить действительность, создавать по определенным критериям ее истинную картину. Следовательно, с одной стороны, процесс познания в принципе не имеет предела, а с другой - на каждом историческом этапе он ограничен уровнем возможностей и потребностей практики. Как известно, вопрос о возможности познания мира является другим аспектом основного вопроса философии - о соотношении мышления и бытия, сознания и материи, природы. Существуют философские системы (гегельянство, диалектический и исторический материализм, герменевтика и т.д.), которые считают, что мир можно познать таким, каким он есть, что в реальной действительности нет ничего такого, чего бы не мог рано или поздно постичь разум человека.

Третьим в этом списке следует назвать принцип практики. То есть нельзя понять сущность познавательной деятельности, не выяснив природы человеческой деятельности. Практика в связи с этим принципом провозглашается отправным пунктом, основой процесса, конечной целью (результатом) познания и важнейшим объективным критерием истинности. Стоит отметить, что в формах деятельностного освоения человеком мира практика включает в себя всю совокупность предметных форм деятельности людей - от производства до создания материальной и духовной культуры. Познание имеет общественный характер, который обусловлен работой и языком, воспроизводит реальную действительность не непосредственно, а опосредованно - через материально-практическую деятельность. Практика требует создания новых материалов, источников энергии и др., и это стимулирует развитие познания. Итак, историческое развитие практики является движущей силой познания.

Четвертым принципом является активное отражение. Всесторонность отражения является свойством материи, обусловленной универсальной взаимодействием предметов и явлений. Отражение проявляется в качественно различных формах. Каждая из них соответствует определенной степени организации и развития материи. Существует определенная иерархия уровней отражения:

1) отражение в неорганической природе, связано с механическими, физическими, химическими процессами;

2) отражение в органической природе, связано с раздражимостью, чувствительностью, психикой;

3) отражение в социальных процессах, связано с существованием сознания.

Все уровни отображения имеют общие свойства: во-первых, они являются следствием взаимовлияния предметов; во-вторых, они являются проявлением следа, воспроизводящий особенности структуры предметов; в-третьих, в виде влияния этого следа предметов на их дальнейшее развитие.

 

 

Объектом познания являются фрагменты объективной реальности, которые попали в круг практической и познавательной деятельности человека. С развитием общества объектом познания становится собственное познание, мышление человека. Процесс познания имеет общественно-исторический характер. Все человеческие познавательные способности и прежде всего мышления не даются человеку от природы, они сформировались на основе труда, общественного производства. Отдельный человек учится мыслить вместе с усвоением языка и приобретенных человечеством знаний.

Субъект познания в современной гносеологии - это не только система, которая получает, хранит, разрабатывает и перерабатывает информацию. Субъект - это прежде всего общественно-историческое существо. Она наделена сознанием, способна к цілепокладаючої, предметной, творческой деятельности. С этой точки зрения субъект познания, если брать его во всей полноте социальных определений и духовно-практических характеристик, - это не только отдельный человек, но и социальная группа, класс, общество, олицетворяет ту или иную историческую эпоху.

Между субъектом и объектом, по определению Авенариуса, существует диалектическая связь, взаимообусловленность: «Нет объекта без субъекта, нет субъекта без объекта». То есть объективная реальность превращается в объект познания лишь в том случае, если на него обращает внимание субъект, который, в свою очередь, становится субъектом познания лишь в ситуации, когда существует объект. Это означает, что активность не только присущая субъекту: в определенной степени опосредованная субъектом активность присуща и объекту. Особенно такая опосредованная активность объекта оказывается в ситуации, когда объектом познания выступают человек, социальная группа, общество в целом, то есть в социальных, экономических, психологических, политологических, медицинских, педагогических исследованиях.

 

 

Вопрос о рациональное и чувственное познание предлагается изучить по учебнику. Учитель сосредотачивает внимание учащихся на некоторых существенных аспектах этой проблемы.

Одним из них является соотношение объективного и субъективного в чувственном познании мира. Для того чтобы подвести школьников к выводам, используем познавательное задание.

Познавательное задание

На основании анализа приведенных ниже данных определить факторы, которые, кроме качеств собственно предмета, влияют на создание его чувственного образа.

1. Зрительное восприятие мира человеком и животным очень разнится.

Гремучие змеи имеют особый «тепловое зрение», который позволяет им воспринимать инфракрасное излучение. К этому можно добавить, что собака видит все окружающие предметы в черно-белых тонах, а пчелы не воспринимают красного цвета.

2. Известно, что восприятие взрослого и ребенка отличается. Это, например, касается размеров предметов, расстояния между ними.

3. Некоторые факты свидетельствуют о том, что чувственное познание человека в древности имело свои особенности. Например, они не воспринимали линейную перспективу.

4. Как пишут современные исследователи, индейцы племени камайюра (Бразилия) не различают синего и зеленого цветов, обозначающие их одним и тем же словом, значение которого - «цвет попугая».

Приведенные факты позволят учащимся сделать вывод о том, что на характер и содержание чувственного образа предмета, который мы познаем, влияют:

• особенности наших органов чувств;

• индивидуальный опыт;

• культурно-исторический опыт;

• результат чувственного познания мира, что является субъективным образом объективного мира.

Рассматривая вопрос о рациональное познание, целесообразно, если позволяет учебное время, сосредоточить внимание учащихся на логическом мышлении.

Без сомнения, полезным будет рассмотрение структуры доказательства. К этой форме мышления мы прибегаем часто, но не всегда правильно ее применяем. Ученикам стоит потренироваться в выделении тезисов (то есть суждений, истину которых надо доказать) от аргументов (суждений, которые используются при доказательстве тезиса). Для этого можно использовать любой фрагмент текста.

А. «Наш личный познавательный опыт подсказывает, что между чувственным и рациональным познанием существует неразрывная связь. В последнее время, например, было установлено, что восприятие развивает другие чувства, формирует умственные способности. Так, недоношенные малыши, которые прошли курс массажа в восьмимесячному возрасте, демонстрировали большие умственные и физические возможности, чем их сверстники. (В данном случае тезисом выступает первое утверждение, остальное используется для аргументации.)

Б. «Все сыновья наследователя являются его потомками, все потомки наследодателя являются его наследниками, которые не могут быть лишены наследства». (Тезисом является последнее суждение, первые два - аргументы.)

Еще один существенный момент темы, на который следовало обратить внимание, - роль интуиции в познавательной деятельности. Этот вид познания не укладывается в традиционную схему познавательного процесса, но привлекает все больше внимания.

А. Длительное время философский материализм отводил интуиции роль второстепенного фактора в постижении истины, считая, что это просто невиявлене, бессознательное выражение классических познавательных форм. Однако Д. И. Менделеев именно во сне увидел в законченном виде свою будущую периодическую систему элементов. Акцент делался на том, что знания уже были накоплены в процессе теоретической деятельности, эксперимента, наблюдений, а последний штрих удалось сделать, когда мозг отдыхал. В то же время именно этот штрих оказался генеральной идеей всей теории. Можно было сколько угодно перебирать известные факты, но так и не «увидеть» основную зависимость свойства химических элементов от их атомного веса.

Б. Издавна замечали, что иногда в сознании отдельных людей истина рождалась сразу в готовом виде, без затраты лишних усилий.

Таких людей называли мудрецами, пророками, или, как в Древнем Китае, «совершенно мудрыми». Предсказания этих людей сбывались, а сделанные ими открытия превосходили накопленные к тому времени знания. Так, некоторые исследователи отстаивают гипотезу, согласно которой в главной книге древних китайцев «И цзинь» («Канон перемен»), которая была создана более 4 тысяч лет назад, через систему рисунков, символов, гексограм показано генетическую структуру человека, которую современная наука изобрела лишь в ХХ ст.

Что же лежит в основе этих догадок?

Многие философы прошлого считали, что человек рождается с готовым знанием о все (так считали в Китае и Индии) или существенными моментами бытия («рожденные идеи» Платона. В течение всей жизни человек восстанавливает - «вспоминает» все эти знания. Настоящие знания, как утверждал Сократ, является результатом припоминание того, что некогда видела наша душа, когда была рядом с Богом и наблюдала то, что мы сейчас называем бытием.

Вывод: изучение данной проблемы необходимо, хотя бы для того, что она предостерегает от упрощенного, схематичного восприятия процесса познания.

 

ИV. Закрепление изученного материала

1. К формам рационального познания относятся:

• ощущение;

• суждения;

• понятие;

• фантазия;

• умозаключение.

2. Сравните два подхода к проблеме познания. В чем отличие и сходство этих позиций?

• «Чем дальше идешь, тем меньше узнаешь. Поэтому мудрый не ходит, а знает; не видя, называет; не действуя, осуществляет... Совершенный человек, управляя, прячет свой слух и зрение, полагаясь на дар, отказывается от умничаний». (Древнекитайский философ)

• «У нас есть неоспоримые доказательства того, что достичь ясного знания о любой что мы не можем иначе, как отрешившись от тела, глядя на вещи душой». (Древнегреческий философ)

 

V. Домашнее задание

Раскройте свое понимание пушкинских строф: «наука сокращает нам опыт быстротекущей жизни».