РАЗДЕЛ 3
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ УЧЕНИЯ
2.2. Зарубежные концепции обучения
В работе выдающегося чешского педагога Я. А. Коменского "Великая дидактика" изложены одну из первых в Европе психологических концепций учения. Я. А. Коменский понимал учение как привласнювання знаний из разных наук, умений выполнять действия с применением этих знаний. Знания в основном понимались как понятия и их системы, описывающие объекты и процессы действительности в их общих сущностных качествах, объясняющих причины внешних проявлений.
Основными компонентами структуры учения выступают понимание, заучивание наизусть, языковая и внешняя манипулятивная действие. Новые знания и действия формируются из элементов предыдущего опыта, объединяясь в целое в ходе учебного познания. Учение имеет активный характер, руководствуется мотивами и вниманием.
Структуру понимания Я. А. Коменский подает как динамическое единство чувственного и рационального опыта. Чувственное познания (ощущения, восприятия, представления) исходное. Оно - источник мышления, которое обрабатывает чувственные данные, обобщает их в процессе осознания представленного учебного материала. Факторами понимание в учінні является готовность учащегося по уровню развития познания, его движение в обучении от конкретного к общему, различия неодинакового и четкая речевая форма и использование примеров. Запоминание зависит от понимания и от упражнений. В эффективности учения Я. Коменский подчеркивал большом значении наглядности. Учение осуществляется во взаимодействии с объектами действительности, что сопровождается речевым общением или только через язык. Второй вариант значительно менее результативный. Наряду с наглядностью факторами всех компонентов обучения является последовательность, постепенность, мотивация и доступность учебного материала. Взгляды этого автора на много лет определили основные психологические принципы европейской дидактики средней школы.
Среди современных европейских научных концепций учения наиболее авторитетными являются теоретические модели Же. Пиаже и Дж. Брунера.
Выдающийся швейцарский ученый Ж. Пиаже считал, что логика не врожденная, а складывается в индивидуальном опыте ребенка. Благодаря интеллектуальному познаванию, которое в Пиаже отождествляется с учением, возникают и развиваются устойчивые интеллектуальные структуры - познавательные схемы. Они и составляют основную цель и результат обучения - содержание психического. Следовательно, предметом преобразования в деятельности учения является ранее усвоенные схемы, а продуктом преобразования - новые для субъекта, более сложные познавательные схемы, которые в развернутой форме содержат всю систему правил осуществления сначала сенсомоторных координаций, затем конкретных операций и, наконец, формальных и логических операций. Учение имеет собственную мотивацию, которая заключается в необходимости сформированных познавательных схем функционировать, чтобы ассимилировать новые объекты и акомодуватися к ним. То есть, необходимо включать их в старые схемы или осваивать новое в компонентах старых схем (ассимиляция), а также приспосабливать познавательные схемы, актуализируются, до новых объектов действия через изменение структуры последних (аккомодация). Оба эти процессы образуют протирічну единство механизмов адаптации психики ребенка в условиях человеческой среды. Развитие осуществляется благодаря развитию составляющих действия. Изначально, от рождения до двух лет, внешние действия, выполняемые развернуто и последовательно, а далее, благодаря повторению, они схематизуються и с помощью символических средств (имитация, игра, рисунок, умственный образ, язык) переносятся во внутренний план. Этот процесс носит название интериоризации. В ходе него они сокращаются, объединяются с другими, в частности, обязательно с противоположными и, таким образом, превращаются в умственные операции.
Трактовка учения в концепции Дж. Брунера в общих чертах очень похоже на теоретическую модель Же. Пиаже. Предметом преобразования в учінні в него также выступают конкретные знания и действия, а продуктом учения - новые знания и действия. Осознание содержания знаний и действий осуществляется на основе регулирование через правила логического мышления и стратегии поиска.
На американском континенте самыми интересными и наиболее разработанными современными концепциями учебной деятельности являются теории учения С. Д. Періса, Д. Г. Кроса и Г. Гегні.
С. Д. Пэрис и Д. Г. Кросс подают систематическое описание модели учебного процесса с позиции субъекта усваивания навыков на основе когнитивно-поведенческого подхода. По их мнению, в учінні, как и в любом целенаправленном процессе, необходимо различать три аспекта или компонента:
• Во-первых, это предварительные процессы - опыт прошлых знаний, умений и диспозиций, на основе которых осуществляются оценка ситуации, отбор способов действия, взвешивания их сравнительной эффективности.
• Во-вторых, реализация достижения цели, то есть применение выработанных способов действия и регуляция их согласно плану.
• В-третьих, - это результирующие компоненты (оценка результата действий, получения положительного или отрицательного подкрепления, которое приводит к изменению выходного опыта и учитывается в следующей попытке выполнения действия).
Таким образом, возникает не линейная, а циклическая модель процесса обучения, которая отражает принцип развития человеческой личности в условиях обучения по спирали.
Полнее и систематичніше учение как деятельность личности описано в концепции Г. Гегні. У этого автора содержанием обучения выступают:
• конкретные знания и действия, то есть вербальная информация - высказывания, утверждения, описания и моторные навыки движения;
• интеллектуальные навыки и познавательные стратегии (имеется в виду различение, объединения, классификации и другие знаковые операции), а также навыки осуществления обучения, запоминания, воспроизведения, мышления и т.д. Общая схема учебного процесса предусматривает внешние воздействия, внутренние процессы, внешние реакции и подкрепления. Внешние воздействия проявляются в начале и в ходе протекания внутренних процессов. Психологическую структуру внутренних процессов, то есть сугубо учения описано на основе общей модели переработки информации и вписано как содержание в четыре фазы процесса учения:
• фаза восприятия предусматривает получение информации за счет актуализации внимания, селективного восприятия и кратковременного запоминания;
• в фазе усвоения осуществляется кодирование и перевод в долговременную память полученных данных;
• фаза хранения обеспечивает собственное хранение, поиск в памяти необходимой информации и воспроизведения;
• в пределах фазы исполнения и контроля происходит внешнее исполнение действий и получение обратной связи. Все названные процессы направляются и контролируются когнитивными образами конечных результатов (ожиданиями) и специальными процессами контроля исполнения. Последние становятся возможными благодаря сформированности на предыдущих этапах обучения когнитивных стратегий (стратегия выборочного восприятия и запоминания, стратегия решения проблем, мышления и т.д). Г. Гегні подчеркивает необходимость последовательности в учінні. Все познавательные операции имеют иерархическую структуру, и поэтому овладение любой новой операции возможно лишь при условии сформированности ее компонентов. Так, в геометрии для усвоения закона сохранения площади сначала нужно овладеть понятием площади, а для этого, в свою очередь, понятиями длины и ширины, умениями выделить их и сопоставить. По мнению этого автора, все учебные трудности и неудачи в формировании познавательных структур следует искать в недостаточном учете имеющегося уровня развития познавательной сферы учащихся.