Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Педагогическая психология: учебное-методическое пособие

РАЗДЕЛ 3

 

2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ УЧЕНИЯ

 

2.1. Учение как познавательная деятельность

 

Учебная деятельность (учение) - это один из основных видов деятельности человека, направленный на ее саморазвитие через овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных по форме теоретических знаний.

С общественной точки зрения обучения - это особая форма социальной активности личности. В этом отношении ей присущи определенные социальные функции. С одной стороны, как форма активности индивида учебная деятельность выступает основным условием и средством его психического развития, обеспечивая усвоение теоретических знаний, а через них - и развитие тех способностей, которые в них "кристаллизируются". С другой стороны, учінню принадлежит ведущая роль в формировании смысловых характеристик личности. Как форма социально приемлемого сотрудничества ребенка с взрослыми и детьми такая деятельность выступает одним из основных средств включения подрастающего индивида в систему социальных отношений, в коллективную деятельность, в ходе которой он усваивает общественные ценности и нормы человеческой жизни.

С позиции деятельностного подхода О. М. Леонтьев утверждал, что учение имеет место там и тогда, где деятельность человека управляется сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения и формы поведения и деятельности. Как специфический вид деятельности она становится возможной лишь на определенной ступени развития психики человека, когда последняя становится способным регулировать свои действия сознательно поставленной целью. Учения наряду с научной деятельностью является отдельным видом познавательной активности, которая, в свою очередь, имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю, каждая из которых состоит из отдельных действий. Так, внешняя гностическая деятельность состоит из предметных познавательных действий (измерения, важення т.д.), перцептивных действий (рассматривание, наблюдение, слушание), символических действий (зображання, указания, высказывания). Внутренняя гностическая деятельность предполагает единство перцептивных, мыслительных и мнемических действий, которые недоступны наблюдению извне. Внешняя гностическая деятельность необходима ученикам именно на первых этапах овладения учебной информацией, когда в сознании ребенка еще отсутствуют образы, понятия о предмете и соответствующие им мыслительные действия. Это так называемое учение через дробление. Оно предусматривает широкое применение наглядности в обучении. А когда образы, понятия и действия, необходимые для усвоения новых знаний и умений, у ученика уже сформированы, то для эффективного обучения становится достаточным лишь внутренняя гностическая деятельность, которая функционирует в режиме научение через восприятие с опорой на слово.