2. Личность в деятельности и общении
2.2. Общение
2.2.3 Общение как обмен информацией
Существует очень много способов передачи информации партнеру по общению. К ним относятся речи, паузы в речи, качество голоса, тональность, жесты, мимика, пантомимика, смех, контакт глаз в визуальном общении и др. их разделяют на две группы - вербальные (словесные) и невербальные.
Вербальная (словесная) коммуникация.
Одним из основных средств человеческого общения является язык - система словесных знаков, которые используются как форма существования, средство усвоения и передачи общественно-исторического опыта человечества.
Владея языком, люди обмениваются мнениями, понимают друг друга и взаимодействуют. Ее понимает как коммуникатор (тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в словах), так и реципиент (тот, кто принимает сообщение и декодирует его). Если коммуникатор и реципиент используют разные системы кодирования, они не могут добиться взаимопонимания и наладить совместную деятельность. Типичным примером такой неспособности является библейская легенда о вавилонской башне, которую не удалось построить из-за «смешения языков».
Как средство накопления и передачи общественного опыта речь возникла в процессе труда еще в период становления человека. Для передачи информации сначала употребляли членороздільні звуки, за которыми закреплялось определенное значение. Сейчас благодаря языку люди имеют возможность обмениваться самыми разнообразными мыслями и осваивать самый сложный опыт.
Процесс практического использования языка для общения называется речью. Речь - вербальная коммуникация, средством которой есть слова.
По уровню екстеріоризації речи бывает внешнее и внутреннее.
Внешнее вещание охватывает все разновидности устной и письменной речи.
Устным называют звуковое вещание, что воспринимается другими людьми с помощью слуха. Его разновидностями являются диалог и монолог.
Диалог - самый простой вид устной речи. Он разворачивается как разговор между двумя или несколькими лицами. Это вещание не планируют. Каждая произнесенная фраза является ответом на реплику собеседника. Особенности этого вещания зависят от уровня взаимоотношений и взаимопонимания между партнерами. Диалог является сокращенным речью. В нем широко используют неречевые средства, поскольку предмет разговора известен собеседникам. Значительное влияние на его содержание имеют особенности ситуации (контекст).
Монолог- речь одного человека в форме рассказа, доклада, лекции. Содержание сообщения планируется заранее. Монолог может происходить перед аудиторией и без нее. Монологическая речь без слушателей, зрителей является более сложным, потому что в таком случае у говорящего нет информации о том, как аудитория воспринимает сообщение. Монологическая речь требует тщательного подбора слов, четкого построения предложений, строгой логики и композиционной завершенности. В отличие от диалога монолог требует специальной подготовки.
Письменная речь - процесс общаться с отсутствующим собеседником с помощью письменных текстов.
Оно сформировалось значительно позже устное, вследствие потребности в общении людей, находящихся на расстоянии и разнесены во времени. Письменная речь возникла из піктографії (малюнкового письма) и кипу (узелкового письма). Преодолев стадии идеографического письма (сообщение передавалось с помощью символических рисунков) и звукового письма целыми словами или слогами, оно превратилось в буквенное письмо, которым пользуемся сейчас. Письменная речь является самым удобным и самым совершенным средством передачи накопленного опыта последующим поколениям. Поэтому ему предъявляют особые требования. Поскольку читатель будет воспринимать написанный текст позднее (возможно, через века), то письменное сообщение должно быть развернутым, а мысли в нем изложены четко, точно, логично.
Внутренняя речь является видоизменением внешнего. Сложность человеческой деятельности порождает потребность заранее устно или письменно ее спланировать, выстроить ее содержание в голове. Внутренняя речь является средством внутренней подготовки к деятельности, механизмом речевого мышления. Поскольку человеку известный предмет ее мысли, внутренняя речь очень сокращенное, в нем редко используют существительные.
Содержательный аспект общения реализуется с помощью определенных средств - знаковых систем. Основным средством общения в человеческом обществе является язык. Поскольку любое сообщение не оставляет человека равнодушным, то в общение всегда включены эмоции. Эмоциональное отношение, сопровождающее речевые высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией - невербальную коммуникацию.
Невербальная коммуникация. К невербальным средствам коммуникации относятся внешность человека, мимика, жесты, пространственное размещение собеседников, смех, слезы, обмен взглядами, кожно-мышечный контакт, обмен предметами, фотографиями, рисунками и др. Эти знаковые системы дополняют, а иногда и заменяют слова. Невербальные средства широко используются для направления и усиления речевого высказывания.
Большое значение в общении имеет внешность человека, которую образуют фізіономічна маска, одежда, манеры.
Фізіономічна маска - основной выражение лица, который формируется в течение жизни под влиянием мыслей, которые преобладают, чувств, отношений. Ее корректируют прической, косметикой и т.д. Одежда нередко является свидетельством профессиональной принадлежности. Стиль одежды вызывает у партнера по общению ожидания определенного поведения. Так, военная форма является основанием для надежды, что партнер - дисциплинированный человек. При установлении контакта внешность человека имеет большое значение. На ее основе создается первое впечатление, которое часто определяет дальнейшее развитие отношений.
Динамический аспект общения проявляется в мимике и жестах.
Мимика- динамическое выражение лица в определенный момент общения.
Жест - социально сформированное движение, передает определенное психическое состояние. Он появился раньше, чем вербальные средства. Уже маленький ребенок с помощью жестов выражает свои потребности, желания и отношения.
Жесты человека очень разнообразны. Они бывают коммуникативными (заменяют речи в общении и могут выполнять самостоятельную функцию, например поднимание при встрече руки для приветствия); жестами подчеркивания (сопровождают речи и усиливают его влияние); модальными (служат для выражения оценки или отношение к ситуации, например вертикально поднятый большой палец руки означает высокую оценку).
Мимика и жесты развиваются как общественные средства коммуникации, хотя некоторые элементы являются врожденными. Общественная зависимость их выражается в том, что в разных культурах одни и те же жесты и выражения лица имеют разное значение. Например, вертикальное покачивание головой украинец воспримет как утверждение, а болгарин - как отрицание.
На результат общения влияет межличностное пространство, то есть дистанция между партнерами, их расположение. Оказалось, что чем теснее отношения между людьми, тем на меньшем расстоянии друг от друга они располагаются в процессе общения. Дистанция общения зависит от национальности, социального статуса, возраста партнеров и т.д. Очень близка, как и слишком отдаленная, дистанции отрицательно сказываются на общении.
В американской психологии выделяют четыре дистанции общения между партнерами: интимная (до 0,5 метра), межличностная (0,5-1,2 метра), социальная (1,2-3,7 метра) и публичная (3-7 метров и более). Изменяя дистанцию, можно усиливать или ослаблять воздействие на партнера. Правильно выбранная дистанция создает благоприятные условия для общения.