Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

2. Личность в деятельности и общении

2.2. Общение

2.2.2 Функции и структура общения

Потребность в общении является первичной потребностью человека. Благодаря общению происходит сплочение людей, вырабатываются нормы поведения, согласовываются совместные действия, передается общественно-исторический опыт. Чтобы полнее оценить влияние общения на развитие общества, ученые пытаются установить его функции, выделить и изучить отдельные его аспекты.

Функции общения. Важнейшие функции общения выделяют, анализируя его роль на индивидуальном уровне общественного бытия человека. В характеристике общения в основном выделяют три класса функций: информационно-коммуникативные, регулятивно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные.

К информационно-коммуникативным функциям относятся процессы формирования, передачи и принятия информации. Во время формирования выравниваются различия в исходной информированности людей, вступающих в общение. На этапе передачи значений общения является информированием, инструктажем, обучением и т.д. На уровне принятия реализуется стремление индивидов понять друг друга. Здесь общение направлено на оценивание достигнутых результатов (согласие, несогласие, сравнение взглядов).

Относительно этого класса функций существует еще много невыясненных вопросов. Например, как происходит трансформация воспринятого зрительного образа в речевое сообщение, и наоборот, как у человека, восприняла речевое сообщение, эта информация трансформируется в зрительный образ.

Регулятивно-коммуникативные функции непосредственно связанные с регулированием поведения. Благодаря общению человек имеет возможность регулировать не только свое поведение, но и поведение других людей, вместе с тем чувствуя регулятивные воздействия с их стороны. Происходит взаимное согласование действий. Во взаимном регулировании формируются и проявляются присущие совместной деятельности особенности (совместимость людей, их согласованность в действиях), взаимно стимулируется и корректируется поведение. С этим классом функций связано подражание, внушение, убеждение и др.

Аффективно-коммуникативные функции характеризуют эмоциональную сферу человека. Все богатство эмоций людей возникает и развивается в условиях их общения. Потребность в общении часто возникает в связи с желанием изменить свое эмоциональное состояние. Специфической особенностью общения является групповой эмоциональное состояние.

Аспекты общения. Оценить важность общения в жизни и деятельности людей невозможно без выявления и изучения его отдельных аспектов. На основе классов функций современный российский психолог Галина Андреева (род. 1924) предложила рассматривать коммуникативный (обмен информацией), интерактивный (межличностное взаимодействие) и перцептивный (восприятие друг друга партнерами по общению и достижения взаимопонимания) аспекты общения.

В зависимости от характера деятельности, в процессе которой происходит общение, от сферы общественной жизни и дистанции общения между индивидами может преобладать какой-то один аспект. Каждый из них характеризуется определенным набором приемов. Однако существуют и универсальные приемы общения, применение которых является эффективным в различных сферах жизнедеятельности человека: приветливость, тактичность, искренность, чувство юмора значимые для любого вида совместной деятельности. Это означает, что социально-психологическая подготовка людей должна быть направлена прежде всего на развитие именно универсальных составляющих общения. Однако эти приемы являются необходимыми, но недостаточными для успешности общения. Трудности в удовлетворении потребности в общении из-за незнания адекватных контекста приемов могут способствовать появлению вредных привычек, например курения, употребления алкоголя, как средств, будто снимают напряженность.

Структура общения. Общение является структурно сложным, многоуровневым феноменом, в котором выделяют макро-, мезо - и микроуровень.

На макроуровне общение рассматривают как важный аспект образа жизни индивида. Этот уровень предполагает изучение развития общения в течение жизни человека, выявление основного содержания деятельности, круга лиц, с которыми в основном она общается, социальных групп, к которым принадлежит, и т.д. Этот уровень является основным в исследовании личности, направленности ее деятельности, мотивационной сферы и межличностных отношений.

На мезоуровне изучают контакты, в которые вступают люди при выполнении определенных задач или общении на определенную тему. Реализация темы может потребовать одного контакта или нескольких встреч. Общения в рамках определенной темы ограничено во времени: оно имеет начало и конец, то есть является процессом. В зависимости от задачи или выбранной темы общая картина общения оказывается очень своеобразной по форме и способами.

Микроуровень охватывает отдельные акты общения, которые являются элементарными единицами. Таким актом общения может быть «вопрос - ответ», пожатие рук, многозначительный взгляд - мимическое движение в ответ и др. С помощью элементарных актов реализуются темы, из которых складывается вся система общения личности в определенный период его жизни.