2. Личность в деятельности и общении
2.2. Общение
2.2.4 Общение как межличностное взаимодействие
Общаясь, человек не только обменивается информацией с другими людьми. Она обращается к ним с просьбой, вопросом или требованием, ставит себе целью повлиять на собеседника, добиться нужного ответа или выполнения поручения. В таких случаях общение выступает как взаимодействие - совокупность связей и взаимовлияний людей, состоящая в совместной деятельности.
В процессе своего развития общество постепенно вырабатывает определенные образцы поведения, которые определяют правила взаимодействия и взаимоотношений между людьми и функционируют как социальные нормы. Эти нормы в разных сообществах могут существенно відрізнятися. их нарушение включает механизм социального контроля, который реализуется как одобрение или неодобрение, осуждение, наказание, корректируют поведение того, кто от них отклоняется. Диапазон социальных норм очень широк: от четко установленных требований трудовой дисциплины правил вежливости в общении.
Каждый человек в любой ситуации играет какую-то роль. Роль - нормативная поведение, которое окружающие ожидают от каждого, кто выполняет определенные социальные функции. И сам человек в разных ситуациях выполняет разные роли: дома это может быть глава семьи, в транспорте - пассажир, в больнице - пациент, на предприятии - рабочий и др. Социальный контроль в процессах взаимодействия предопределяется социальными ожиданиями такого поведения от человека, которая бы соответствовала ситуации и выбранной роли. Например, от военного ожидают, что он будет проявлять дисциплинированность, собранность в критической ситуации, смелость, решительность и рассудительность.
Общаясь, каждый человек старается так выстроить свое поведение, чтобы она соответствовала ролевым ожиданиям партнеров. Несмотря на это нередко ролевое поведение создает особые ролевые барьеры, препятствующие установлению доверительных отношений между людьми или даже приводят к возникновению межличностных конфликтов. Социальная значимость конфликтов различна и зависит от ценностей, которые положены в основу межличностных отношений.
В совместной деятельности конфликты возникают в результате предметно-деловых противоречий и разногласий в личных интересах. Конфликт, который возникает на основе предметно-деловых противоречий, как правило, не приводит к разрыву межличностных отношений. Причиной неприязни или вражды между людьми могут быть противоречия в сфере личных (прагматических) интересов или неудачно подобранные средства общения с партнером. Психологи уже разработали много программ, направленных на предупреждение и решение конфликтов и использование их как источника конструктивной активности.
Взаимодействуя, люди пользуются разными способами влияния на партнеров. Наиболее распространенными среди них являются заражение, внушение, подражание и убеждение.
Заражение - передача субъектом своего эмоционального состояния другому индивиду. Оно наблюдается во время паники, массовых психозов.
Внушение характеризуется выборочным воздействием на конкретного человека, который некритически воспринимает информацию.
Подражание проявляется в повторении человеком образцов поведения, что демонстрирует ее окружения. Примером для подражания является соблюдение моды.
Убеждение - воздействие на партнера по общению с помощью доводов и аргументов.
Эффективность общения зависит не только от средств воздействия на партнера, но и от стиля общения - характерного способа установления и развития контактов. Наиболее распространенными являются авторитарный, демократический и противоречивый стиле. Авторитарный стиль характеризуется игнорированием мнения партнера и навязыванием своих взглядов. Демократический стиль связан с применением таких средств общения, которые вызывают у собеседника положительное отношение к сообщению. Противоречивый стиль - это неустойчивая тактика общения, содержащий элементы различных стилей. Общественная практика свидетельствует, что наибольшего воздействия на собеседника достигают демократического стиля общения.
Процесс восприятия, понимания и оценки человеком других людей, себя, групп, то есть каких-либо социальных объектов, называют социальной перцепцией. Этот срок обосновал американский психолог Джером-Сеймур Брунер (род. 1915) для обозначения явления социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от объекта, но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений. Позже оно было распространено и на восприятие социальных объектов.
Восприятие социальных объектов отличается от восприятия предметов, ибо индивид, которого воспринимают, не пассивен и не безразличен к субъекту, который воспринимает. Более того, общение возможно лишь тогда, когда люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и установить, каким именно является партнер по общению. Поэтому участники общения пытаются воспроизвести в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам. Узнавая друг друга, люди имеют возможность лучше и надежнее оценить перспективы совместной деятельности.
Для построения образа партнера используют такие средства, как идентификация и рефлексия.
Идентификация (лат. identicus - одинаковый, тождественный; лат. facio - делаю) - способ понимания человеком другого индивида через осознанное или неосознанное уподобление себя его характеристикам.
Предположения относительно внутреннего состояния, намерений, мотивов и чувств другого человека основываются на попытке поставить себя на ее место. Идентификация тесно связана с эмпатией - способностью проникать в эмоциональное состояние другого человека путем сопереживания. Однако это не то же самое. Человек может идентифицировать себя с партнером, мысленно поставив себя на его место, но не обязательно переживать его эмоциональное состояние.
Субъекту общения важно понять не только своего партнера, но и принять во внимание, как тот будет воспринимать и понимать его самого. Этот процесс называется рефлексией.
Рефлексия (лат. reflexio- отражение) - осознание субъектом того, как его воспринимает партнер по общению.
Чем глубже человек понимает другого, тем полнее и объективнее оценивает себя. Если бы человек имел полную информацию о партнере по общению, то она бы могла безошибочно выбирать тактику взаимодействия с ним. Но на практике никогда такого не бывает. Это заставляет «приписывать другим причины их действий и поступков, то есть истолковывать их, прибегая к каузальной атрибуции.
Каузальна атрибуция (лат. causa- причина, attributio - приписывание) - причинное объяснение поступков партнера путем «приписывания ему чувств, намерений и мотивов поведения.
Чаще всего это бывает из-за дефицита информации о партнере, что заставляет ориентироваться на «хорошую» или «плохую» человека. Как правило, каузальна атрибуция осуществляется не осознанно - на основе идентификации партнера с каким-то знакомым человеком или путем отнесения его к определенной группе лиц, на которую уже есть определенные представления. В таких случаях люди могут делать безосновательные выводы, основываясь не на причинно-следственных отношениях, а на случайных ассоциациях. Например, человек с большим лбом они сочтут разумными, тучных - добродушными, тех, кто имеет жесткие волосы, - храбрыми и т.д.
На правильность восприятия партнера по общению существенно влияет установка - предварительно сформированная готовность воспринимать другого под определенным углом зрения. Ее действием можно объяснить эффект ореола - приписывание положительных качеств лицам, к которым субъект восприятия относится положительно, и отрицательных - тем, кто ему не нравится.
С установкой связано и явление стереотипизации.
Стереотипизация (лат. stereos - твердый; гр. typos - отпечаток, форма) - привнесение в образ партнера черт, которыми наделяют представителей определенной профессиональной или национальной группы.
Стереотипизация возникает в результате обобщения собственного опыта субъекта, к которому он присоединяет сведения, полученные из других источников. Эти сведения бывают сомнительными и ошибочными, поэтому и обобщения могут быть ошибочными.
На формирование образа восприятия человека может влиять и аттракция.
Аттракция (лат. attractio - притяжение) - привлекательность одного партнера по общению для другого.
Формами аттракции есть симпатия, дружба и любовь.
Следовательно, в ситуации общения образ партнера возникает как результат коммуникации, регулирует процесс общения. Партнер предстает не только как человек определенного возраста, пола, а и как личность, имеющая только ей присущие интеллектуальные, эмоциональные и волевые риси. их познания является главной задачей межличностного понимания.