Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

СВЕДЕНИЯ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ

 

Урок № 23

Тема: Связную речь. Типы речи: повествование, описание, размышление (практически). Особенности строения рассказа. Устный подробный пересказ текста повествовательного характера

 

Цель: объяснить особенности строения рассказа, формировать умение отличать рассказ от других типов речи, воспроизводить тексты повествовательного характера; формировать общие текстотворчі умения; уточнять и обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое и образное мышление, память, чувство слова.

Оборудование: текст для перевода.

Ход урока

И. Сообщение цели и задач урока. Мотивация обучения.

 

II. Изучение нового материала (усвоение мовленнєвознавчих понятий).

Работа с учебником. Работа с таблицей «Типы речи» (стр. 61).

Работа с учебником. Выполнение упражнения 155 (устно).

Объяснение учителя.

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Рассказ - это высказывание, в котором говорится о последовательных действия предмета или лица или о событиях, которые происходят в определенной последовательности, друг после друга.

К рассказу можно поставить общий вопрос что произошло?

В основном (хоть и не обязательно) в тексте повествовательного характера есть слова, указывающие на последовательность выполнения действий (ход событий): сначала, потом, тогда, позже, наконец, на следующий день и т.п.

Поскольку в каждом из предложений текста должна содержаться новая информация, в каждом предложении можно условно выделить «известное» («данное») - слово или словосочетание, которое «впитывает» в себя, «повторяет» определенную информацию из предыдущего предложения, и «новое» - слово или словосочетание, которое вмещает информацию принципиально новую, доселе неизвестную.

«Известным» в предложениях текста повествовательного характера является название лица или предмета, а «новым» - название выполненной действия (или название события, которое произошло).

Например:

В Н Н

Дед оделся в Иванову одежду, тогда вытащил из-под старого пня бутылочку с

Н Н Н

молодильных водой, покропився и враз помолодел: стал такой, как в

В Н Н

восемнадцать лет. После этого он вытащил другую бутылочку, побрызгал из нее Ивана.

В Н

Тот сделался старшим на пятьдесят лет.

Народное творчество.

 

ИII. Выполнение упражнений на закрепление.

Прослушать (прочитать) отрывок. Какие действия выполнила каждая из названных в отрывке лиц? Одновременно или последовательно были эти действия выполнены? Общий вопрос можно поставить к высказывания? Есть отрывок образцу рассказы?

Случилась в одном государстве большая засуха. Собрался богатырь Иван и пошел людей спасать.

А в том государстве проклятый Змей позакрывали колодца. За воду Зміїсько требовал у людей ежедневно по красавице. После того, как люди ему девушку приведут, Змей давал им какое-то ведро.

Сел Иван у Змієвої пещеры и ждет. Вот везут коляской цареву дочь. Иван тогда остановил коня и на коляску вскочил, и аж по оси в землю вошла. А Иван говорит: «Не дам людоїдові девушку!»

Народное творчество.

 

ИV. Подготовка к работе над переводом.

Чтение текста учителем.

Выяснение значения употребленных в тексте перевода слов, которые находятся в пассивном словаре учащихся.

Определение темы и главной мысли текста.

Определение стиля текста. Выяснение положенного в его основу типа речи.

Коллективное составление плана текста.

Повторное чтение учителем текста.

 

V. Устный пересказ учащимися текста по плану.

 

VИ. Подбиття итогов урока.

 

VIII. Домашнее задание.

Упражнение 154, 156 (устно).

 

Тексты для перевода

1. Татарское зелье

Жили в одном селе брат и сестра. Родители их умерли, а они сами хозяйничали.

Однажды, как брат пахал в поле, напали на село татары. Людей ограбили, а сестру с другими девушками угнали в плен.

Бросился парень врагов догонять, чтобы отбить сестру. А татары именно сели полдничать, а вокруг стражу выставили. Парень и попался стражам в руки.

Привели парня к татарского мурзы. Тот решил с бедняги посмеяться. Поставил мурза такое условие: если брат татарского силача победит, отпустят его и сестру татары.

Решил парень драться. Начался бой. И так захотелось парню сестру спасти, что он убил врага одним ударом.

Отпустил татарин сестру и брата. А на том месте, где брат убил врага, выросло зелье, которое называют татарским. (Род. творческим.; 118 сл.)

· Объяснить значение слова мурза (титул феодальной знати в татар).

· Подобрать синонимы к словам плен, силач.

· Составить план текста (ориентировочный: 1. Жили брат с сестрой. 2. Напали на село татары. 3. Бросился брат догонять врагов. 4. Попался стражам в руки. 5. Решил мурза посмеяться. 6. Победа. 7. Отпустил татарин брата и сестру. 8. Выросло на том месте зелья.)

· Устно пересказать текст по плану.

 

2. Медведь

На улице был лютый мороз. Плелся по улице мальчик-сирота. Родные нет, а чужие не пускают... Ходил бедняга, заглядывал в окна.

Так мальчик добрел до окраины города. Зашел в какой-то сарай, а там темно, хоть глаз выколи. Налапал что-то волосатое. Прислонился к теплому собачьего меха и уснул.

А то был не собака, а медведь. Его господин государств себе на потеху.

Проснулся мальчик утром, разглядывает медведя. Он никогда медведей не видел. Пошел милостыню просить, а вечером к медведю вернулся. Поужинал тем, что медведь не доел.

Аж зашел в сарай слуга с фонарем. Позвал господина. Мальчик испугался, охватил медведя и как заплачет! А медведь стал мальчика ласкать, а на господина рычать.

Сжалился господин на парня, взял к себе, стал кормить и учить. (За Еленой Пчилкой; 120 сл.)

· Объяснить значение слов сарай (хозяйственное помещение для содержания домашних животных, хранения инвентаря и имущества; сарай, сарай), окраина, мех, милостыня.

· Объяснить значение выражений хоть глаз выколи; держать на потеху.

· Подобрать синонимы к словам плестись, мохнатый, бедняга, ласкать, заботиться.

· Составить план (ориентировочный: 1. Брел улицей сирота. 2. В сарае на окраине. 3. Прислонился к меха и уснул. 4. То был не собака, а медведь. 5. Вечером мальчик вернулся. 6. Слуга позвал господина. 7. Стал медведь мальчика ласкать. 8. Господин снизошел на сироту.)

· Устно пересказать текст по плану.