Уроки человек и мир
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЧЕЛОВЕК И МИР. 11 класс.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Раздел IV. СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ

 

Урок 24. Сознание и труд. Общение и речь

 

Цель: определить роль труда в формировании сознания и ее роль в жизни человека; доказать отличие деятельности человека от поведения других живых существ; раскрыть основные понятия темы: «труд», «общение», «речь», «естественная» и «искусственная речь»; сформировать представление учащихся об общении развивать навыки общения.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: лекция с элементами практической работы.

Эпиграфы:

• Постоянную работу облегчает привычка. (Демокрит)

• Труд - один из лучших воспитателей характера. (С. Сайлс)

• Самая главная формула успеха - умение общаться с людьми. (Т. Рузвельт)

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Сообщение темы и цели урока.

Работа над эпиграфами к уроку

1. Как вы считаете, какую роль играет труд в жизни человека? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

2. Какую роль в условиях непрерывной сменяемости общества играет труд человека? Свое мнение объясните на примерах.

3. Какую роль играет труд в становлении личности? Ответ проиллюстрируйте примерами.

4. Как вы понимаете слова Т. Рузвельта, приведенные в эпиграфе?

 

III. Изучение нового материала

Сознание и труд

Учитель. Специфическим человеческим отношением к миру является деятельность - активность человека, направленная на преобразование внешнего мира. Функцию программирования человеческой деятельности выполняет сознание. Особым проявлением сознания является труд.

Вопрос

• Чем отличается деятельность человека от поведения других живых существ?

 

Человек

Другие живые существа

Не только приспосабливается, но и преобразует природную и социальную среду

Приспособление к существующим природным условиям

Не только целесообразность, но и цель деятельности. Возможность выходить за пределы опыта

Целесообразное поведение, которое направляется инстинктом

Исторически составлена программа действий

Биологическая программа поведения

 

- Для того чтобы разобраться с понятиями «исторически составлена программа действий» и « биологическая программа поведения», надо ответить на вопрос: что, например, делает пчела? (Пример ответа: пчела строит соты, собирает пыльцу, закладывает в соты мед.) Чем определен этот «набор дел» для пчелы? Конечно, он задан природой, это биологическая программа поведения, в которой пчела ничего изменить не может.

И еще один вопрос. Что делает крестьянин Киевской губернии во второй половине XVIII в.? Чем определяется такой «набор дел» крестьянина?

Опыт предыдущих поколений воспринимается не от рождения, а с возрастом. Это исторически составлена программа действий. Но тот же крестьянин может выйти за пределы этой программы, поставить перед собой другие цели.

 

 

Трудом человек добывает себе средства к существованию. Процесс труда называется трудовой деятельностью и состоит из таких структурных элементов.

 

Процесс труда

 

 

Целесообразно рассмотреть каждый элемент этой структуры, предложив учащимся выполнить задание.

Первый элемент. Используя содержание понятия «цель», приведите примеры цели.

Второй элемент. Для разъяснения структурного элемента «средства достижения цели» следует сначала объяснить ученикам, что средства - это приемы или способы действий, деньги, орудия труда. Чем шире набор средств, которыми располагает субъект деятельности, тем больше возможностей у него выполнить это действие. Учащимся предлагается задуматься над тем, совпадают ли высказывание: «Для такого человека все средства хороши» и «цель оправдывает средства».

Можно предложить два высказывания, в которых воссозданы другую точку зрения:

• «Характер средств должен быть таким, как характер цели, только тогда средства могут вести к цели... Недостойные средства сгодятся только для недостойного цели». (Русский философ Н. Чернышевский)

• «Цель, которая требует негодных средств, не является достойной целью. (Немецкий философ К. Маркс)

Вопрос для учеников В чем смысл приведенных высказываний?

Третий элемент можно охарактеризовать на примерах из жизни. Четвертый элемент рассматривается в соотношении с целью.

Вопрос

1. Всегда результат деятельности воплощает замысел, соответствует поставленной цели?

2. Как вы понимаете крылатое выражение «Хотели как лучше, а получилось как всегда!»

Труд является извечным процессом совместной деятельности людей, основой их общественной организации. Во время труда формируются связи между людьми в обществе. Труд формирует человека как личность и способствует ее самореализации.

 

Понятие общения. Речь и ее сущность

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения предстает осознанным, связанным вербальным и невербальным актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. рассмотрим их подробнее.

Содержание общения - информация, которая передается во время контакта от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразная по содержанию информация поступает в случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения-отвечает на вопрос «Для чего существо общается?» У животного цель общения не выходит обычно за рамки актуальных для нее биологических потребностей. У человека же цели могут быть очень и очень разнообразными, выступая средством для удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного существа к другому.

Кодирование информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и сохранения информации.

Язык - это не только средство взаимопонимания между людьми. В языке нация кодирует всю свою историю, многовековой опыт, достижения культуры, духовную самобытность.

Язык для каждого народа становится как бы второй природой, что окружает его, живет с ним везде и всегда. Без нее, как и без солнца, воздуха, растений, человек не может существовать. Как большим несчастьем оборачивается уничтожение природы, так больно бьет по народу отречение от родного языка или пренебрежение к ней, что является аналогичной неуважении к отцу и матери.

Это еще одно доказательство того, что язык передается генетически из поколения в поколение, от дедов и прадедов внукам. Павел Мовчан пишет в своей статье: «язык - это пятая эфирная стихия, которая облегает национальное пространство, и уменьшение ее сферы приводит к образований своеобразных озонних отверстий, через которые врывается черная энергия, деморализует народ...

Смена языка приводит к изменению антропологического типа. Уменьшается объем памяти, соответственно изменяются и полушария мозга. Если вместо 40 наименований льда у балкарцев или 30 названий снега у ненцев употребляется только одна - просто «снег» и просто «лед», то, разумеется, это не может не отразиться на всех параметрах того или иного генотипа».

Общение - важнейшая функция языка. Она является универсальным средством обмена информацией в пространстве и времени. Коммуникативной функции подчинены другие ее функции, в частности экспрессивная. Заключается она в том, что именно благодаря языку мы выражаем свой внутренний мир, представляем себя. «Заговори и я тебя увижу», - утверждали античные мудрецы.

Человек, в совершенстве владеет языком, лучше всего может показать себя, раскрыть свой духовный мир через общение. Речь выполняет мысле-творческую функцию. Украинский язык, как и всякая другая, является средством формирования мысли. Ведь свободным владения языком считается тогда, когда человек мыслит и говорит на этом языке одновременно. Добавим, что мышление происходит в форме того языка, которым мы лучше владеем, то есть родной. Итак, сам процесс мышления имеет национальную специфику, которая обусловлена национальным характером, немецкий философ Гегель отмечал: «Когда все мыслят одинаково, значит никто не мыслит». Оригинальность нашего мышления зависит от знания языка и способности пользоваться ею во время думанья.

Тарас Шевченко был убежден, что пока жив язык народа, до тех пор жив и народ, что нет насилия более невыносимого, чем то, которое желает отнять у него наследство, созданную многочисленными поколениями его предков. Эти Кобзарю мысли перекликаются с размышлениями выдающегося педагога К. Ушинского: «Отберите у народа все - и он может все вернуть; но отберите язык - и он никогда более не создаст его; вымер язык в устах народа - вымер и народ. И если человеческая душа содрогается перед убийством одного недолговечной человека, то что же должна чувствовать она, посягая на жизнь многовековой личности народа?»

 

ИV. итог урока

Эвристическая беседа

1. Как вы считаете, происходит общение, когда человек читает книгу, выступает с лекцией, смотрит телевизор?

2. Что значит общение с природой?

3. Сделайте вывод: что мы понимаем под общением?

4. Для чего человеку необходимо общаться?

5. Сделайте вывод о роли общения в жизни человека.

 

V. Домашнее задание

Подготовьте публичное выступление на тему «Язык - сила народа».