Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 4 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ОБЩЕНИЯ

 

Виды и уровни общения

 

Общение - это многомерный, полифункциональный, різновидовий процесс. В психологии существует несколько классификаций видов общения. Они подают этот феномен разнопланово, обогащая палитру его характеристик. Популярными являются те, которые можно описать так:

• в зависимости от специфики субъектов (личность или группа) выделяют межличностное, межгрупповое, міжсоціумне общение, а также общение между личностью и группой;

• по количественным характеристиками субъектов различают же - общение, межличностное общение и массовые коммуникации;

• по характеру общение может быть опосредованным и непосредственным, и діалогічним монологичным;

• по целевой направленности различают анонимное общение, ролевое, неформальное, в том числе интимно-семейное.

Каждому из нас ежедневно приходится контактировать с многими незнакомыми людьми. Это общение является анонимным. Когда в человека много контактов одновременно, ей хочется время от времени снять нервное напряжение, немного расслабиться, успокоиться. Поэтому нередко люди пытаются избежать контактов в транспорте или в очереди: закрывают глаза, листают газеты, смотрят в окно и т. п. Если же общение происходит, оно осуществляется на ритуальном уровне.

Общение проявляется уже с первых минут нашего отношения к роли, которую мы выбрали. Скажем, кто-то из нас подчиненный, а кто руководитель. Каждый должен действовать согласно своих функциональных обязанностей, придерживаясь правил профессиональной культуры в общении. Нередко руководитель ведет себя свысока, пренебрегает человеческим достоинством подчиненного, разговаривает с ним грубо и бесцеремонно. А подчиненный понимает, что руководитель поэтому прибегает к таких действий, потому что не уверен в себе, боится потерять свое место, по такой форме поведения стремится скрыть свою несостоятельность.

Для функционально-ролевого общения очень важны доброжелательность, уважение к людям, умение видеть перед собой личность. Такое отношение свидетельствуют, в частности, улыбка, а также умение сказать человеку что-то хорошее (например, комплимент на фоне антикомпліменту себе: “У вас такая память, что можно по-доброму позавидовать”, “Вы так хорошо работаете на компьютере, я так не умею”).

Наконец, неформальное общение (очень условно) предусматривает обмен духовными ценностями. Он динамичный, в центре его - внимание к межличностным взаимоотношениям, а не к престижу или меркантильных интересов. Особой разновидностью неформального общения является интимно-семейное. Оно касается каждого из нас. Все мы хотим, чтобы близкий нам человек был в общении с нами культурной, чувствительной, понимала то, что вслух мы не сказали, могла читать по наших глазах, за мимикой, жестами то, что нас волнует. Но надо помнить, что уровень культуры близкого нам человека зависит от нас. Если она не оправдала наших надежд, это означает, что мы не смогли ей помочь, найти соответствующие способы и средства общения, не показали своим примером, как нужно вести себя.

Ролевые позиции в общении иногда описывают как “пристроить сверху”, “пристроить снизу” и “пристроить рядом”. Например, люди садятся рядом в троллейбусе. Действуют они, в основном, бессознательно. Один разместится на сиденье так, что другому сразу станет неудобно. Второй, наоборот, примоститься только на кончике, чтобы не побеспокоить соседа. И, наконец, третий, держаться свободно, сядет удобно сам, не потревожив соседа. Во всех случаях пассажиры вроде и не разговаривают между собой, но ролевая позиция, которую они занимают, дает информацию другим о каждом.

Интересной является концепция Э. Берна. Он описывает жизненные игры, используя позиции, которые каждый проявляет в определенных ситуациях, - Родителя, Ребенка и Взрослого. По мнению Е. Берна целесообразно выделить шесть уровней общения: 1) “ноль общения” или “замыкание на себя”; 2) ритуалы (нормы общения); 3) развлечения; 4) игры (человек думает одно, а демонстрирует другое с тем, чтобы завести второго в ловушку); 5) близость; 6) работа (деловое общение) [2]. На каждом из этих уровней человек использует различные способы и средства общения, потому что его цель каждый раз меняется.

Видим, что существуют различные подходы к классификации уровней общения. Однако анализ свидетельствует, что все они, как правило, включают в той или иной форме три основных уровня:

- манипулирование (от грубого обращения с человеком до такого поведения, где внешние проявления имеют иногда даже приятный характер);

- конкуренция, соперничество (от общения, когда “человек человеку - волк”, до такого, когда честное соперничество способствует определенному движению вперед);

- сотрудничество (“человек человеку - человек”). На этом последнем уровне возможно именно очеловечивание человека, т.е. общение, в котором проявляются гуманистические установки, высокий уровень его культуры.

Описаны функции, виды, уровни общение дают его разностороннюю характеристику. Но большинство людей сводят общение к простому передачи и приема информации, то есть к его информативно-коммуникативной функции, не используя диалог для организации совместной деятельности. Или же, скажем, человек не учится распознавать других, под время общения пользуется лишь стереотипным представлениям о них, не умеет соответственно расшифровывать совокупность средств общения (прежде всего невербальных). В то же время человек, владеющий культурой общения, быстро разберется в ситуации, которую ей будут навязывать, например, “устройством сверху”. Она сумеет поднять дальнейшую беседу с партнером на уровень, когда не принижуватимуться достоинство и честь обоих собеседников.

Следовательно, знания о характерных особенности общения для каждого, кто их усвоит и сумеет применять на практике, станут “рулем и парусом”, которые помогут достойно жить и эффективно общаться, к тому же духовно расти самим и помогать в этом другим. Такие знания и умения помогут избавиться от многих осложнений в взаимоотношениях людей.

 

Висновки

 

• Общение - важная форма человеческого бытия, условие жизнедеятельности людей, способ их объединения. Оно есть генетически первичной основой культуры общения.

• Общение - это межличностное и межгрупповая взаимодействие, основу которой составляет познание друг друга и обмен определенными результатами психической деятельности (информацией, мнениями, чувствами, оценками и т.д.).

• Потребность в общении развивается от простых форм (потребность в эмоциональном контакте) до более сложных (в сотрудничестве, интимно-личностном общении и др.).

Культуру общения определяет сознательное и разумное отношение до использования всех его сторон, функций и видов в единстве.

• Высший уровень нравственной культуры общение характеризуют гуманистические ориентации в межличностных взаимоотношениях и емпатійний способ восприятия друг друга.

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

 

1. Андреева Г. М. Социальная психология. - 2-е изд. - М., 1988.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Пер. с англ. - М., 1988.

3. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком.- М., 1982.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1972.

6. Лысина М. Ы. Проблема онтогенеза общения. - М., 1986.

7. Лозница В. С. Психология менеджмента: Учеб. пособие. - К., 1997.

8. Ломов Б. Ф. Психические процессы и общение // Методологические и теоретические проблемы социальной психологии. - М., 1975.

9. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. Психологические возможности улучшения общения: Пер. с пол. - М., 1986.

10. Основы психологических знаний: Учеб. пособие / Авт.-сост. Г. В. Щекин.- К., 1996.

11. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- 2-е изд. - М., 1990.

12. Сухарев В. Искусство распознания людей.- Д., 1998.

13. Хараш А. В. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативного воздействия // Психолого-педагогические проблемы общения.- М., 1979.

14. Щекин Г. В. Практическая психология менеджмента: Науч.- практ. пособие. - К., 1994.

15. Яноушек Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности // Вопр. психологии. - 1982.- № 6.