РАЗДЕЛ 3
1 НАУЧЕНИЕ И УЧЕНИЕ
1.2. Механизмы и законы научения
Научение человека может осуществляться в разнообразных формах. В числе таких форм научения можно выделить следующие:
• импринтинг, или зачеканки в механизмах реализации, предусматривает готовность организма к развертыванию определенных инстинктивных программ при встрече со значимым стимулом;
• респондентне научение как подражание поведения окру-лишних за механизм реализации имеет схему классического обусловливания, в которой благодаря подкреплению возникает ассоциативная связь между жизненно важным (безусловный стимул) и нейтральным (условный стимул) элементами ситуации, что побуждает к распространению реакции ответа на условный стимул;
• оперантное научение, или научение путем проб и ошибок, предусматривает закрепление реакций, обозначаемых событиями, которые наступают за ними как желаемый следствие, т.е. выступают в виде подкрепления;
• вікарне научение - это научение через наблюдение и анализ особенностей стратегий поведения окружающих;
• вербальное научение как процесс получения социального опыта через усвоение вербальных моделей, то есть понятий и способов оперирования ими.
Три последние механизмы являются наиболее характерными для учения. Вербальное научение выступает психологической основой организации его обучения и познавательного развития человека. Оперантное и вікарне научение активнее используются в процессе воспитания личности.
Рассмотрение классической концепции научения Э. Торндайка в состоянии углубить представление о содержании обучения и его отдельные психологические механизмы. Этот известный американский исследователь считал научение обще-биологическим процессом. В его толковании функцией научение является частичная адаптация к среде обитания, а суть этого процесса - в образовании связей между средовыми стимулами и ответами нервной системы на них. В результате осуществления ряда экспериментальных программ, для которых ученый впервые в психологической науке предложил методики объективного исследования, в 1914 г. он сформулировал основной принцип научения животных - животные обучаются через попытки и ошибки, а основным результатом их активности является достижения состояния удовлетворенности. Он сформулировал и ряд законов научения, распространив их и на человека. Как основные законы далее отметим такие:
1. Закон эффекта (успеха) заключается в том, что сила связи увеличивается, если результатом определенной реакции на определенный стимул есть удовольствие. Удовольствие - это состояние животного, к которому она постоянно стремится, а достигнув его, ничего не делает, чтобы что-то изменить.
2. Закон упражнений как необходимое дополнение к закону эффекта. Его суть: сила связи увеличивается при увеличении количества ответов на определенный раздражитель. Повторные действия влияют на укрепление связей не сами по себе, а за результат. Интеграцией этих двух законов есть такое утверждение: никакое повторение не ведет к закреплению, если не имеет положительного результата.
3. Закон готовности: скорость образования связи зависит от его соответствия актуальному состоянию индивида, то есть скорость связи обусловлена степенью готовности к функционированию нервных центров, регулирующих определенную реакцию.
4. Закон множественности связей: индивид достигает цели не сразу, а через ряд реакций, из которых отбираются наиболее целесообразные.
5. Закон диспозиции (установки): эффективность обучения зависит не только от внешних условий, но и от характера направленности индивида.
6. Закон селекции (выбора): подчеркивает наличие у субъекта научение способности правильно подбирать действия среди различных возможностей.
7. Закон аналогии: в результате сходства двух ситуаций знакомой и незнакомой, индивид приобретает способность ориентироваться в последний.
Эти основные законы и несколько производных (заменимости связей, полярности, интенсивности), Е. Торндайк выводил уже умовивідно, он переносил с животных на человека, утверждая, что его законы работают от червяка до Аристотеля. Разногласия между научінням человека и животных Е. Торндайк видел чисто механистически в количестве связей, скорости образования их и сложности переплетения. А принципиальное отличие психической организации человека заключается только в многочисленности нервных связей.