Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

2. Личность в деятельности и общении

2.2. Общение

Общение принадлежит к базовым категориям психологии. Его социальная функция заключается в том, что оно является средством передачи общественного опыта. Благодаря общению образуются сообщества людей, в которых налаживается взаимодействие и вырабатываются социальные нормы поведения.

2.2.1 Сущность общения

В конце XX - начале XXI в. в психологической науке усиливается внимание к методологических, теоретических и экспериментальных проблем психологии общения. Это вызвано тем, что без глубокого научного понимания процесса общения невозможно создать общую теорию формирования психики человека и его развития как личности, разработать научно обоснованные методические рекомендации для практической работы в сферах обучения и воспитания, труда, досуга, здравоохранения. Поэтому общение является базовой категорией психологической науки.

Люди постоянно взаимодействуют между собой, что является необходимой предпосылкой удовлетворения их потребностей. Ни одно человеческое сообщество не может эффективно действовать, если индивиды, которые к ней относятся, не установят между собой контакт и не достигнут должного взаимопонимания. Вся история человечества является историей взаимодействия людей. Одной из важнейших форм такого взаимодействия является общение.

Общение - процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, заключающийся в обмене информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера.

В общении реализуется потребность одного человека в другом. Через него люди организуют различные виды теоретической и практической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, взаимно влияют друг на друга, формируют свое мировоззрение. В общении они развиваются физически и духовно, формируются как общественные субъекты.

Деятельность и общение. Распространенным является понимание общения как деятельности. Об этом свидетельствуют такие часто употребляемые выражения, как «коммуникативная деятельность», «деятельность общения», «общение как вид деятельности» и др. При этом на процессы общения пытаются распространять теоретические утверждения, раскрыты при изучении предметно-практической деятельности.

Однако анализ общения только в системе понятий деятельности имеет трудности. Так, одним из важнейших факторов деятельности является мотив. Если рассматривать даже самый простой вариант общения между двумя индивидами, то оказывается, что каждый из них, вступая в общение, имеет свой мотив. Эти мотивы, как и цели, не совпадают. Возникает вопрос: чей мотив становится мотивом их общения? Отвечая на него, следует учесть, что мотивы и цели в общении могут как сближаться по смыслу, так и удаляться. Следовательно, уже с самого начала обнаруживается невозможность анализировать общение в понятиях деятельности. Не меньшие трудности возникают и при определении субъекта и объекта. Вот почему общение как процесс является не тождественным деятельности и требует специфического подхода.

Выполняя совместную деятельность, индивид объединяется с другими людьми, общается с ними, добивается взаимопонимания, сообщает какую-то информацию, получает сообщения от других. При этом общение является частью деятельности, ее информационным аспектом, коммуникацией. Это общение первого рода.

Но, создав продукт (машину, песню, книгу), куда вошло общение как коммуникация, человек через него представляет свою индивидуальность другим людям, продолжает себя в других. Создан предмет одновременно является и предметом деятельности, и средством утверждения человека в общественной жизни, потому что его изготовили для других людей. Он опосредует отношения между людьми: общение становится производством совместного продукта - в нем воплощаются части Я производителя и потребителя. Это общение второго рода. Если общение первого рода было частью совместной деятельности, то общение второго рода эта деятельность является существенным аспектом. Итак, общение и деятельность образуют неразрывное единство.