Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

СВЕДЕНИЯ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ

 

Урок № 22

Тема: Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений

 

Цель: ознакомить учащихся с классификацией предложений по цели высказывания, дать понятие о побудительное предложение; уточнить понятие о окличне предложения; формировать умение правильно интонировать предложения; воспитывать любовь к родному краю, к родному языку, к природе; развивать эмоции, наблюдательность, культуру речи.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, таблицы.

Ход урока

И. Проверка домашнего задания.

Работа у доски.

Записать, в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу. Указать предложения с двумя главными членами и предложения с одним главным членом.

Вечереет. В поле пахнет промозглым осенним зельем. Ведь каждая пора года разливает по земле особые благовония. Еще вчера здесь щебетали ласточки. Сегодня нет ни одной птицы. Только тихий ветер шелестит жухлою травой. Скука.

По А. Копыленко.

 

II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

III. Изучение нового материала.

Обработка таблиц.

 

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

 

Повествовательные

Вопросительные

Побудительные

Содержат сообщение, рассказ о чем-то.

Содержащие вопрос, на который предполагается ответ, или вопрос, не требующий ответа.

Содержат приказ, требование, призыв, просьбу, пожелание, совет и т.п.

Легкий ветерок повеял. (А. Каминчук.)

Какая тебе самая красивая в целом мире речь? (Есть. Лещук.)

Люби жизнь, люби людей, природу. (Б. Лепкий.)

 

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКЕ

 

Восклицательные

Неокличні

А) повествовательные

Б) вопросительные

В) побудительные

есть окличними, если выражают эмоциональные переживания говорящего или его эмоциональное отношение к тому, о чем в предложениях идет речь.

А) повествовательные

Б) вопросительные

В) побудительные

не выражают особых эмоциональных переживаний говорящего.

Взгляните! Взгляните!

Какая благодать!

Смотрите! Бабочки с неба летят!

Александр Олесь.

Взгляните, взгляните, какая благодать: бабочки с неба летят и летят.

Александр Олесь.

 

Работа с учебником. Выполнение упражнения 116 (устно).

Проработка теоретического материала (с. 47).

Выполнение упражнения 118 (устно).

Проработка теоретического материала (с. 49, восклицательные и неокличні предложения).

Прочитать диалоги за лицами, правильно інтонуючи каждую реплику. Указать восклицательные предложения.

- Ты уже поучил уроки?

- Если идти в магазин, то еще нет, а если гулять, то уже!

 

- Почему ты так поздно вернулась домой?

- Я была в Маши - помогала ей делать уроки.

- Да она же отличница!

- Я помогала Маше делать мои уроки.

 

- Какой твой любимый предмет?

- Телевизор!

 

ИV. Выполнение упражнений на закрепление.

Прочитать предложения, правильно их інтонуючи. Выяснить вид каждого предложения по цели высказывания. Указать предложения восклицательные и неокличні.

1. Как быстро лето прошло! Пришла осінняя пора. Словно на крыльях полетело любимое лето со двора!.. (Елена Пчилка.) Что с того, что осенним чарам придет конец? Но в это мгновение бахча желтеет над оврагом. Шалаш безверхий будто спит... (М. Рыльский.) Куда ты делась, річенько? Воскресни! У берегов потрескались губы. (Л. Костенко.)

2. Как пахнет хлеб? Вы знаете, как пахнет хлеб? Он пахнет сладко, как пахнут меда соты. (Л. Забашта.) Так тонко пахнет яблоневый цвет! Так мне мое детство пахнет. (В. Стус.) Сколько оттенков имеет ожидания! В нем все первое... первое И последнее... (П. Воронько.) Что лучше есть от простых слов, когда они из сердца льются! (М. рыльский.) Как хорошо жить при свечах каштанов! (Есть. Гуцало.)

Объяснительный диктант.

Записаны предложения прочитать, правильно их інтонуючи.

1. Люби свой край! Как океан, глубокая, твоя любовь пусть не тонет во мгле! (В. Сосюра.) Что для меня родной язык? Весеннее пение? Гомон тихой дубравы? Или венчик странных слов? (С. Коваль.) Говоришь, наш язык не дается? Душу лишь открой! Сама вольется. (Д. Белоус.) Как не любит ту язык наш? Мне она лучшая в мире, красивее, чем весенние цветы... Не заменю того языка! Ее никогда не отдам в растерзание недругам! Не дам над ней прикалываться над своим другом и смеяться! (П. Вакуленко.)

2. Люби природу не для себя, люби для нее. (М. Рыльский.) В лесу я собирал росу и домой уже несу на ладонях и на висках... Видел кто-нибудь такую красоту? (С. Довженко.) Пойдем в поля! Пойдем в луга и в лес. Идем всегда! Пойдем вновь и вновь. Лишь посмотри под ноги, оглянись! Которое письмо в земле! Которое письмо! (Есть. Гуцало.)

Самостоятельная работа.

Переписать. В конце каждого предложения поставить нужный знак препинания (подаем предложение без их изъятия). Определить вид каждого предложения по цели высказывания. Указать восклицательные предложения.

1. Живет одинокий человек. Почему же мы проходим мимо? Почему же мы не придем в дом, ее не покличем с собой? (Л. Забашта.) Ласточки бегут из Европы. Что поделаешь? Скрежет, хохот, рев, чад, бензин, вибрации, галопи... Птицы мертвые падают с деревьев! (Л. Костенко.) Скажете, что это мелкие происшествия? Везде циклоны, неустойчивые погоды... Не мелкие! Потому ласточки и народы рождены на одной земле живут. (П. Воронько.) Кому, если не нам, быть прочными, как сталь? Кому, если не нам, спасать свой дом? Пойдем, сп'ємо из древнего колодца! (Л. Красицкая.)

2. Берите корзины и айда в лес. Только присматривайтесь внимательно. Знаете, какие грибы хитрецы? С каждым грибником в жмурки играют. Подосиновики с осинами дружат. Под орешником будто крот кучки нагреб. Розгрібайте осторожно! Там грузди притаились. А вон у пеньков хороводы водят опята. Учитесь искать только хорошие грибы!

По Г. Демченко.

3. Вечер. Седой туман запутался в деревьях. Темно. Вдруг у меня что-то взорвалось! Звук похож на легкий выстрел. Неужели каштан упал? Иди сюда! Какой же ты хороший!

Еще один каштан выпрыгнул из зеленой скорлупы и покатился. Куда он катится? Неужели каштан хочет догнать лето? Или он рвется поздравить осень?

Во время стрельбы каштанов ласточки идут стаями на юг. Полевые мыши прячут под землю зерно. Стрельбы каштанов извещает о начале осени. Знай это!

Из журнала.

 

V. Подведение итогов урока.

 

VИ. Домашнее задание.

П.7, выполнить упражнение 120 или составить текст на тему “Осенние заботы” (объем 4-6 предложений), использовав в нем разные виды предложений по цели высказывания и интонации.