Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ

 

УРОК № 21

Тема. Прямая речь

 

Цель: углубить сведения о прямой речи и правила ее написания; формировать у учащихся умение правильно составлять и записывать предложения с прямой речью; воспитывать любовь к прекрасному.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего упражнения.

2. Беседа с учениками.

- Какое предложение называется сложным?

- Какие знаки препинания ставятся между простыми предложениями в сложном?

- Какие виды связи существуют между простыми предложениями в сложном?

3. Работа у доски.

Задание: записать предложение, сделать синтаксический разбор.

Так яблоками пахнет в избушке, как пахнут дом только осенью. (Рас., неокл., скл.)

I - односкл., распространи.

II - двоскл., распространи.

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Коллективная работа.

Задание: прослушайте предложения и найдите высказывания, принадлежащего определенному лицу, в данном случае - Андерсену.

«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок»,- говорил великий сказочник Ганс Кристиан Андерсен.

2. Слово учителя.

Прямая речь - дословно воспроизведенное высказывание какого-либо лица.

Предложение с прямой речью состоит из двух частей: высказывания определенного лица и слов автора.

3. Проработка схем.

А: «П?!».

«П»,- а.

«П!?» - а.

«П,- а,- п?!»

4. Работа по учебнику.

Упражнение 183.

5. Работа в тетрадях.

Задание: списать предложения (записаны на доске), поставить знаки препинания и кавычки.

Почему ты вырываешь страницы из учебника спрашивает учительница маленького Борю. А я не все вырываю, только прочитанные отвечает тот. Почему опять спрашивает учительница. Чтобы ошибочно дважды не прочитать тоже самое ответил Боря.

Учитель рассказал о временах года и спросил Кто мне скажет, какое время лучшее для сбора яблок. Маленький Коля поднял руку Когда собака на цепи.

(Из «Книги веселой мудрости».)

6. Творческая работа.

Задача: перестроить предложение с прямой речью в сложные.

Я спросила сестру: «Ты выучила стих?»

Мама попросила Оксану: «Полей цветы».

«Ты видела спектакль “Наталка Полтавка”?» - спросила Марина подругу.

Декарт писал: «Чтение книги - это как бы разговор с самыми лучшими людьми прошлых веков».

7. Работа у доски.

Задание: составить схемы предложений с прямой речью.

«Те школьники,- писал В. О. Сухомлинский, - которые ничего, кроме учебников, не читают, очень поверхностно овладевают знаниями». (Из журнала.) Прощаясь он сказал: «Я хочу,

чтобы вы хорошо учились, друзья». (Из газеты.) «Задача будет выполнена»,- решительно произнес Павлик. (О. Гончар.) «Не пора ли нам в дорогу?» - спросила Саломея. (М. Коцюбинский.)

8. Творческая работа.

Задание: составить предложения по схемам.

«П,- а,- п».

«П!» - а.

А: «П?»

9. Работа по учебнику.

Упражнение 184.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Обобщающая беседа.

- Что называется прямой речью?

- Какие знаки препинания ставятся при прямой речи?

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, § 20, упражнение 186.