СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ
УРОК № 21
Тема. Прямая речь
Цель: углубить сведения о прямой речи и правила ее написания; формировать у учащихся умение правильно составлять и записывать предложения с прямой речью; воспитывать любовь к прекрасному.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
ХОД УРОКА
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего упражнения.
2. Беседа с учениками.
- Какое предложение называется сложным?
- Какие знаки препинания ставятся между простыми предложениями в сложном?
- Какие виды связи существуют между простыми предложениями в сложном?
3. Работа у доски.
Задание: записать предложение, сделать синтаксический разбор.
Так яблоками пахнет в избушке, как пахнут дом только осенью. (Рас., неокл., скл.)
I - односкл., распространи.
II - двоскл., распространи.
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Коллективная работа.
Задание: прослушайте предложения и найдите высказывания, принадлежащего определенному лицу, в данном случае - Андерсену.
«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок»,- говорил великий сказочник Ганс Кристиан Андерсен.
2. Слово учителя.
Прямая речь - дословно воспроизведенное высказывание какого-либо лица.
Предложение с прямой речью состоит из двух частей: высказывания определенного лица и слов автора.
3. Проработка схем.
А: «П?!».
«П»,- а.
«П!?» - а.
«П,- а,- п?!»
4. Работа по учебнику.
Упражнение 183.
5. Работа в тетрадях.
Задание: списать предложения (записаны на доске), поставить знаки препинания и кавычки.
Почему ты вырываешь страницы из учебника спрашивает учительница маленького Борю. А я не все вырываю, только прочитанные отвечает тот. Почему опять спрашивает учительница. Чтобы ошибочно дважды не прочитать тоже самое ответил Боря.
Учитель рассказал о временах года и спросил Кто мне скажет, какое время лучшее для сбора яблок. Маленький Коля поднял руку Когда собака на цепи.
(Из «Книги веселой мудрости».)
6. Творческая работа.
Задача: перестроить предложение с прямой речью в сложные.
Я спросила сестру: «Ты выучила стих?»
Мама попросила Оксану: «Полей цветы».
«Ты видела спектакль “Наталка Полтавка”?» - спросила Марина подругу.
Декарт писал: «Чтение книги - это как бы разговор с самыми лучшими людьми прошлых веков».
7. Работа у доски.
Задание: составить схемы предложений с прямой речью.
«Те школьники,- писал В. О. Сухомлинский, - которые ничего, кроме учебников, не читают, очень поверхностно овладевают знаниями». (Из журнала.) Прощаясь он сказал: «Я хочу,
чтобы вы хорошо учились, друзья». (Из газеты.) «Задача будет выполнена»,- решительно произнес Павлик. (О. Гончар.) «Не пора ли нам в дорогу?» - спросила Саломея. (М. Коцюбинский.)
8. Творческая работа.
Задание: составить предложения по схемам.
«П,- а,- п».
«П!» - а.
А: «П?»
9. Работа по учебнику.
Упражнение 184.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Обобщающая беседа.
- Что называется прямой речью?
- Какие знаки препинания ставятся при прямой речи?
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, § 20, упражнение 186.