СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ
УРОК № 20
Тема. Сложные предложения
Цель: ознакомить учащихся с понятием о сложные предложения; формировать умение распознавать сложные предложения, обосновывать употребление знаков препинания.
Оборудование: учебник.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику с элементами беседы.
Упражнение 169 (устно).
Вопросы и задания учащимся
Какой вид транспорта здесь рассказывается?
- Обратите внимание на выделенные предложения, определите в них грамматическую основу.
- Как называется предложение, в котором две или более грамматических основ?
- Как связываются простые предложения в сложном? (По смыслу и интонацией, за содержанием, интонацией и с помощью союзов.)
- Какой знак препинания ставится между простыми предложениями в сложном?
2. Работа со схемой.
Учебник, с. 77.
Сложным называется предложение, которое имеет две или более грамматических основ.
Между простыми предложениями в сложном ставится запятая.
3. Работа у доски.
Задача I: записать предложения, подчеркнуть грамматические основы; выяснить, какая связь между простыми предложениями в этих сложных.
Весело щебетали в рощах птицы, жужжали пчелы, порхали разноцветные бабочки. (По смыслу и интонацией.)
Я очень люблю, как поет вода. (По смыслу, с помощью союза и интонации.)
Задача II: записать предложения, найти в них грамматические основы. Выяснить, почему в первом предложении запятую перед неповторюваним союзом и поставлено, а во втором - нет?
Солнце высоко вверх, и туман рассеялся. (Ю. Збанацкий.)
Солнце уже обратило с обеда и клонится на запад. (И. Цюпа.)
4. Работа по учебнику.
Упражнение 171 (письменно).
5. Работа в тетрадях.
Задание: списать предложения (записаны на доске).
Подчеркнуть в них грамматические основы. Поставить запятые между частями сложных предложений.
Зацвели каштаны в лепестках лучи и качает ветви теплый ветровой. (В. Сосюра.) Путем курится пыль. (А. Малышко.) На западе еще тлела небо а в степи уже заходила ночь. (П. Панч.) Домой я приехал поздно когда уже месяц бросал на ясени влажное серебро. (М. Рыльский.) Как наступила холодная осень журавли начали собираться в другие края. (О. Пчилка.)
6. Творческая работа.
Задача I: составить предложения по схемам:
Задача II: образовать сложные предложения, соединяя части предложения союзами и, а, но.
Повеял свежий ветерок. По полю побежали золотистые волны.
Пошел дождь. Земля освіжилась.
Дождь не кончился. Лучи солнца уже брызнули.
Солнце поднялось высоко. Роса еще не спала.
7. Работа по учебнику.
Упражнение 173.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Обобщающая беседа.
- Какое предложение называется сложным?
- Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?
- С помощью чего соединяются части сложного предложения?
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, § 19, упражнение 177.