Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Все уроки украинского языка в 11 классе

УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ВАЖНЕЙШИХ СВЕДЕНИЙ ПО ЛИНГВИСТИКЕ ТЕКСТА И СТИЛИСТИКЕ

 

Урок № 22

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ № 13.

ОСНОВЫ РИТОРИКИ. ПОЛЕМИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ. ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ. ЭТИКА ПОЛЕМИЧЕСКОЙ МАСТЕРСТВА

 

Цель: углубить и обобщить знания учащихся о полемике, правила поведения во время полемики, полемические принципы и приемы, учить участвовать в полемике; развивать навыки публичного выступления, мовленнєво-коммуникативные умения, логическое мышление, творческие и организаторские способности, обогащать словарный запас; воспитывать самостоятельность, толерантность, сознательное отношение к выбору профессии.

Внутри-предметные связи: синтаксис, стилистика, лексикология.

Межпредметные связи: риторика, психология, художественная литература.

Тип урока: урок развития речевой компетенции.

ХОД УРОКА

I. Мотивационно-организационный этап

Ознакомление учащихся с темой и целью урока

Актуализация опорных знаний и мотивационных резервов учащихся

Коммуникативный практикум

Объясните общеизвестную фразу: «В споре рождается истина».

Чем полемика является важной составляющей решения проблемы?

 

II. Процессуально-деятельностный этап

Аудирование

Прослушайте текст. Во время прослушивания запишите перечисленные в нем приемы полемики (1 вариант) и разновидности вопросов, которые можно использовать в полемике (2 вариант). В процессе полемики используют различные приемы. Очень хорошо, если сторона, которая стоит на правильных позициях, сможет предусмотреть возможные возражения противоположной стороны и даже открыто высказать это предсказание: «нам скажут...», «здесь нам могут, пожалуй, возразить...» и др.

Разрешенным в полемике с прием доведение аргументов оппонента до абсурда. Будто становясь на его место, словно договорюючи за него, можно показать, к которой безысходности по логике приведут его безосновательные суждения. Между прочим, к этому приему и сводилась сократова ирония.

Можно использовать прием «оттянуть возражение».

Он означает, что отрицание можно, хотя и не желательно, немного оттягивать, если по каким-то причинам (растерянность, забывчивость) в этот момент нет сил сразу возразить и необходим некоторый время, чтобы собраться с мыслями. Разумеется, желательно бить сразу по главных и сильных аргументах противника. Но если против них не нашлось весомых мгновенных возражений, нужно сначала опровергать второстепенные доказательства, а затем, собрав силы, направить удар на главные.

В полемике можно использовать прием «заглатывания крючка», суть которого заключается в приведении доводов в пользу противника (с которыми тот согласен), а потом - неожиданная демонстрация их несостоятельности.

Все эти приемы считают допустимыми, их можно использовать в публичном споре. Их применение не мешает выяснению истины, не компрометирует оппонента.

Чтобы рассчитывать на успех в полемике, нужно также иметь четкое представление о логическую структуру и виды вопросов и ответов, о специфике их применения в споре.

Сначала следует охарактеризовать различные виды вопросов.

Известно, что проблемы формулируются в виде вопросов., Все вопросы по их логической структуры и роли можно отнести к двум видам. Первый вид - это вопросы, уточняющие, или закрыты вопросы, направленные на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения. Грамматическому признаку закрытых вопросов является наличие в предложении частицы «ли»: «правильно Ли, что...?». Поскольку в вопросе этого вида уже содержится | суждение, которое интересует, то поиск ответа всегда ограничен двумя альтернативами: «да» или «нет». Они ведут к созданию напряженной атмосферы в беседе, поскольку резко сужают «пространство для маневра» у собеседника. Такие вопрос можно применить вместе с четко определенной мстою. Эти вопросы направляют мысли собеседника в одном, установленном нами направлении и нацелены непосредственно на принятие решения.

Закрытые вопросы имеют значительный влияние и хорошо заменяют все констатации и утверждения. В этом плане наиболее впечатляющими являются так называемые двойни закрытые вопросы, например: «

следует назначить нашу встречу уже на эта неделя, или перенесем ее на следующий?» Таиса форма вопроса предлагает собеседнику и третью возможность - долгую отсрочку. В постановке подобных вопросов кроется опасность, что у собеседника складывается впечатление, будто его допрашивают, центр нагрузки беседы смещается в нашу сторону, а собеседник не имеет возможности высказывать расширенную мнение.

Закрытые вопросы рекомендуется задавать не тогда, когда нам нужно получить информацию, а только в тех случаях, когда хотим ускорить получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности (например: «согласны Ли Вы, что ...?»).

Второй вид - вопрос, восполняют пробелы знаний, или открытые вопросы. Они направлены на выяснение новых свойств и качеств предметов и явлений, которые интересуют слушателей. Грамматический признак таких вопросов содержится в наличии у них запитальних слов: кто, что, где, когда, как и др. На эти вопросы невозможно ответить «да» или «нет», они требуют объяснения. Они содержат слова «что», «кто», «как», «сколько», «почему». Примеры таких вопросов:

- Каково Ваше мнение по этому вопросу?

- Каким образом Вы пришли к такому выводу?

- Почему Вы считаете, что...?

С помощью такого типа вопросов цель передачи информации реализуется более свободно, чем в закрытых вопросах, поскольку мы дали нашему собеседнику возможность маневрирования и подготовили к расширенного выступления.

В этой ситуации мы теряем инициативу, а также последовательность развития темы, так как беседа может повернуть в русло интересов и проблем собеседника. Опасность заключается также в том, что можно вообще потерять контроль над ходом беседы.

Чтобы расширить рамки и обеспечить непрерывность открытого диалога, можно использовать зеркальный вопрос. Оно заключается в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, которое только что было произнесено собеседником, чтобы заставить его увидеть свое утверждение с другой стороны и продолжить свой рассказ.

Зеркальный вопрос позволяет создавать в беседе новые элементы, придающие диалогу истинный смысл, не вступая в противоречие с собеседником. Это дает лучшие результаты, чем круговорот вопросов «почему?», которые обычно вызывают защитные реакции, поиски вымышленного причинности, чередование обвинений и самовиправдовувань и в результате приводят к конфликту.

Риторические вопросы. Это вопрос, ответ на которые очевиден для всех присутніх. их цель - активизировать аудиторию, указать на нерешенные проблемы или обеспечить поддержку нашей позиции со стороны участников беседы путем молчаливого согласия.

Переломные вопросы. Они поддерживают беседу в строго установленном направлении или же поднимают целый комплекс новых проблем. Если собеседник корректно и содержательно отвечает на такие вопросы, то ответы обычно позволяют выявить слабые места его позиции. Приведем примеры: «Как Вы представляете себе...?», «Как Вы считаете, нужно радикально менять...?», «Как на самом деле у Вас обстоят дела с...?».

Подобные вопросы задают в тех случаях, когда уже получили достаточно информации по одной проблеме и хотят переключиться на другую или же когда почувствовали сопротивление собеседника и пытаются обойти сложные места. Опасность в этих ситуациях заключается в нарушении равновесия между собеседниками. За настойчивого использования таких вопросов собеседник может подвести их в закрытых ответов «да» или «нет».

Вопрос для обдумывания. Они побуждают собеседника размышлять, тщательно анализировать и комментировать то, что было сложно. Примерами являются такие вопросы: «правильно Ли я понял Ваше сообщение о том, что...?», «Считаете ли Вы, что...?». Цель этих вопросов - создать атмосферу взаимопонимания, это часто позволяет достичь промежуточных результатов.

Само собой разумеется, что применение техники опроса возможно тогда, когда нам нужно получить от собеседника профессиональную информацию и когда наша цель заключается в том, чтобы лучше познать и понять его. Кроме того, с помощью вопросов мы максимально активизируем собеседника, предоставляем ему возможность самоутвердиться, чем облегчаем решения своей задачи.

Полемике всегда присуще возбуждения чувств. Это хорошо можно объяснить психологически. Однако спор с целью выяснение истины не должна подменяться стремлением иметь смысл при любых условий.

Таким образом, овладение искусства полемики в целом, ее основных принципов, выяснение логики вопросов и ответов в ходе полемики, софістичних приемов, что время применяются,- важные требования методики ораторского искусства. Только после осознания принципов и приемов полемики она с моле е привнести истинную пользу, будет способствовать преодолению ошибок и нахождению истины (3a Н.П. Осиповой, В.Д. Водник, Г.П. Климовой).

Дайте ответ на вопрос по текстом:

• О какие полемические приемы говорится в тексте?

• Какую функцию вопросов указано в тексте?

• Какие разновидности вопросов описано?

Ситуативные упражнения

Поработайте в парах. Подберите аргументы в пользу двух позиций в полемике по вопросу «Роль художественной литературы в современном мире».

Заслухайте и проанализируйте аргументы нескольких пар. Определите лучших полемистов.

Объединитесь в две группы и организуйте полемику по вопросу «Выбор профессии. Что важнее: советы близких и посторонних или собственному усмотрению?» Используйте различные полемические приемы.

 

III. Контрольно-рефлексивный этап

 

IV. Домашнее задание

Подобрать аргументы в пользу различных позиций в полемике с вопроса «Почему человек должен быть счастливым в профессии?».