УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
ВАЖНЕЙШИХ СВЕДЕНИЙ ПО ЛИНГВИСТИКЕ ТЕКСТА И СТИЛИСТИКЕ
Урок № 21
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ №
12.
ОСНОВЫ РИТОРИКИ. ПОЛЕМИКА В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ. ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ. ЭТИКА
ПОЛЕМИЧЕСКОЙ МАСТЕРСТВА
Цель: углубить знания учащихся о
полемику, полемические приемы, ознакомить с этикой полемической мастерства;
развивать навыки публичного выступления, мовленнєво-коммуникативные умения, логическое
мышления, творческие и организаторские способности, обогащать словарный запас;
воспитывать самостоятельность, уважение к родной речи, ее красоты и богатства.
Внутри-предметные связи:
синтаксис (текст), лексикология, стилистика.
Межпредметные связи: риторика,
психология.
Тип урока: урок развития речевой
компетенции.
ХОД УРОКА
I. Мотивационно-организационный
этап
Ознакомление с темой и целью урока
Наша речь - важнейшая часть не
только нашего поведения, но и нашей души, ума.
Д. С. Лихачев
II. Процессуально-деятельностный этап
Коммуникативный практикум
► Закончите предложения.
Важным средством коммуникации является...
Яркое страстное слово всегда
влияет на...
Умение компетентно обсуждать
важные вопросы...
Полемика - это...
Полемическая мастерство проявляется
в...
Доказывать означает...
Аудирование
► Прослушайте определение
особенностей термина «полемика» из учебника «Ораторское искусство». Выделите
наиболее важные тезисы.
Полемика (греч. ωολεμικά от ωολέμιον, «вражда») - состояние споры, диспут во время
обсуждения или решения проблем. Вместе с этим понятием используют
дебаты и дискуссию.
Разновидность спора, отличающаяся
тем, что основные усилия сторон, которые спорят, направленные на утверждение
своей точки зрения по обсуждаемому вопросу. Вместе с дискуссией полемика является одной
из наиболее распространенных форм спора. С дискуссией ее сближает наличие достаточно
полной тезиса, что является предметом разногласий, содержательная связность, очередность
выступлений, некоторая ограниченность приемов, с помощью которых опровергают прилежну
ружну сторону и обосновывают свою точку зрения.
Вместе с тем полемика существенно
отличается от дискуссии. Если целью дискуссии являются прежде всего поиски общего
согласия
что объединяет разные точки зрения, то
основная задача полемики - утверждение одной из противостоящих позиций (По Н.П.
Осиповой, В.Д. Водник, Г.П. Климовой).
Работа со схемой
► Рассмотрите приведенную схему.
Полемическая мастерство
Коллективная работа
► Составьте памятку «Правила
поведения во время полемики».
Материал для учителя. Ориентировочные
правила:
1) старайтесь понять оппонента,
его мотивы, позицию, аргументы;
2) не стоит полностью отрицать
правильность мнения других;
3) имейте четкую цель полемики и идите
к ней во всех вопросах, аргументах;
4) оценивайте мысли, предложения, а не
их авторов. Относитесь с уважением к оппоненту;
5) старайтесь четко, конкретно,
ясно аргументировать свою позицию.
Совместное обсуждение проблемы
► Существует несколько способов опровержения
мысли соперника:
• опровергать тезис;
• критиковать доказательства;
• показывать несостоятельность
примеров.
► Приведите положительные и отрицательные
стороны каждого способа. Комментарий для учителя. Нужно обратить внимание учащихся на
тот факт, что, раскритиковав доказательства соперника или доказав несостоятельность
примеров, можно только разрушить доказательства соперника, но не доказать ошибочность
самого тезиса. Поэтому наиболее действенный способ - опровержение самого тезиса фактами.
Чтение молча
► Прочитайте текст. Во время чтения
выпишите принципы полемики.
Теория и методика красноречия
рассматривает методы ораторского деятельности, что является основным способом связи между
оратором и аудиторией, благодаря которому передается и усваивается информация,
осуществляется воздействие на слушателей.
Среди методов и приемов общения
с аудиторией важное место занимает полемика :- одна из эффективных
форм воздействия на слушателей, важнейшее средство их убеждения.
Умение организовывать полемику,
направлять ее требует от оратора большого мастерства, глубоких знаний.
Острая полемическая беседа - самая сложная форма сближения с аудиторией.
Термин «полемика» происходит от
древнегреческого слова - воинственный, враждебный. Более четкое определение этого понятия
можно найти, например, в энциклопедическом словаре, где говорится, что
полемика - острая дискуссия по поводу любого спорного вопроса. Это не
обычный спор, а такое публично обсуждение, во время которого возникает
конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и взглядов. Исходя из
этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений относительно
того или иного вопроса, то есть публичный спор с целью защитить, отстоять
свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.
Из этого определения следует, что
полемика отличается от дискуссии, диспута именно своей целеустремленностью.
Участники дискуссии, диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти
единому мнению, найти общее решение, установить истину. Цель полемики другая -
нужно одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.
Полемика - это наука и искусство убеждать. Она учит утверждать мнения аргументированными,
убедительными и бесспорными научными доказательствами. Итак, цель полемики - достижения
истины или ее проверка.
Как следует вести полемику, чтобы она
была полезной и продуктивной? Прежде всего необходимо освоить некоторые принципы
полемики. Один из принципов ведения полемики - это честность и принципиальность во
время полемики. Перед тем как опровергнуть взгляды оппонента, нужно точно и четко
сформулировать позицию, согласно которой полемизируют. Определенность предмета
споры и выходных позиций - одно из основных требований к полемике. Ни в коем
случае нельзя искажать позицию оппонента. Этим оратор подрывает доверие к
собственной позиции у слушателей. Нужно выявить действительные и истинные положения
оппонента и уметь критиковать их.
Важное значение приобретает и принцип
использование эмоций в полемике. Конечно, без человеческих эмоций никогда не было,
нет и не может быть поиска истины. Нельзя вести полемику без эмоционального,
субъективного отношения к вопросам, которые обсуждаются. Однако не следует находиться в
плену эмоций, то есть давать предпочтение чувствам над разумом.
Характерный принцип полемики -
выявление несоответствий и противоречий во взглядах оппонента, односторонности
его позиций. Разумеется, оно требует овладения диалектической и формальной
логики, наличия высокой культуры мышления. Если оратор глубоко и до конца
убежден в истинности своей позиции (а иначе нет смысла ее отстаивать),
предстоит вскрыть ошибочность позиций оппонента: продемонстрировать слушателям, почему
она ошибочно кажется им правильной, привлекательной; осветить, вследствие которых
лавирувань оппонент смог сделать свою позицию внешне убедительной и логичной. Известно,
что истина нуждается не декларирование, а доказательства. Не делая экскурс в логику,
можно высказать ряд соображений о применении различных способов аргументации.
В дискуссии с малопідготовленою
аудиторией, пожалуй, уместно применить метод индукции, то есть сначала выдвинуть
тезис, а потом на убедительных примерах доказать ее истинность.
Для подготовленной аудитории
целесообразнее использовать метод дедукции.
Существует и третий способ доказательства -
аналогия, которая отличается особой наглядностью. Она позволяет доступно
объяснить, доказать слишком сложные положения, активизирует внимание слушателей и повышает
убедительность речи.
Важным принципом ведения полемики
есть также умелое использование юмора, иронии, сарказма, сатиры. Высмеивание оппонента
- приемлемый заход в ходе полемической беседы. Однако его применение требует
соблюдение определенных требований.
Во-первых, никаким юмором, никакой
иронии, никаким сарказмом нельзя подменять логическую критику и раскрытия
позиций оппонента. В полемике сарказм, юмор, шутка над суперечником должны употребляться
в сочетании, в совокупности со всеми другими мерами раскрытия и критики позиции
оппонента.
Пo-вторых, как в ходе полемики в целом, так и в
использовании юмора необходима тактичность. К юмору следует прибегать тактично,
не касаясь достоинства личности.
Перечисленные принципы являются обязательными
во время ведения любой полемики, но это совсем не означает, что ими
исчерпываются все советы и утверждения. Каждый раз полемика требует, обычная вещь,
своих особых средств, своего методики ведения (По Н.П. Осиповой, В.Д. Водник,
Г.П. Климовой).
► Какие принципы полемики вы выписали?
► Дайте ответы на вопросы:
• Почему полемику авторы текста
называют одной из эффективных форм воздействия на слушателей?
• Чем отличается полемика от
диспута, дискуссии?
• Почему авторы текста называют
полемику наукой и искусством?
Ситуативное упражнение
► Объединитесь в три группы.
Организуйте полемику по любому вопросу, использовав различные способы доведения
своего аргумента: метод дедукции (рассмотрев все аргументы, прийти к выводу),
метод индукции (сначала выдвинуть тезис, а потом па убедительных примерах
доказать ее истинность) и метод аналогии (на ярком понятном примере
провести аналогию со своим тезисом).
III. Контрольно-рефлексивный этап
Анализ выполнения ситуативного упражнения.
Определение лучших ораторов и
полемистов
IV. Домашнее задание
► Написать сочинение-миниатюру о
правила полемики, раскрыть смысл народной пословицы «Сперва рассуди, а потом
засуди».