Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Все уроки украинского языка в 11 классе

УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ВАЖНЕЙШИХ СВЕДЕНИЙ ПО ЛИНГВИСТИКЕ ТЕКСТА И СТИЛИСТИКЕ

 

Урок № 23

ОРФОГРАФИЧЕСКИ-ПУНКТУАЦИОННЫЙ ПРАКТИКУМ. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОПИСНОЇ ГРАМОТНОСТИ: ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПИСЕМНОМУ РЕЧИ ВО ВРЕМЯ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И СОЗДАНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ИЗВЕСТНЫХ ОРФОГРАМ И ПУНКТОГРАММ

 

Цель: совершенствовать правописну грамотность одиннадцатиклассников; развивать готовность повторять правила правописания и закреплять орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать стремление всегда писать (и говорить) грамотно.

Межпредметные связи: язык и литература.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

ХОД УРОКА

И. Мотивационно-организационный этап

Объяснительный диктант

Написать диктант, объяснить орфограми и пунктограми.

В этом кратком очерке автобиографического кино-рассказы автор спешит сделать сразу некоторые признания: в его реальный повседневный мир что не день, то чаще начинают вторгаться воспоминания.

Что вызывает их? Долгие годы разлуки с землей родителей, то уже так положено человеку, что приходит время, когда изучены в давно минувшем детстве басни и молитвы всплывают в памяти и заполоняют всю ее жилище, где бы не стояла она.

А может, что то и другое вместе и в такой же мере, как и непобедимое желание, перебирая драгоценные детские игрушки, что всегда где просматриваются в наших делах, осознать свою природу па ранней предрассветной зари круг самых ее первоначальных источников. И первые радости, и переживания, и волшебство первых увлечений детских...

До чего же хорошо и весело было в нашем огороде! Вот как выйти из сеней и посмотреть вокруг - напрочь все зеленое и буйное. Л сад было как зацветет весной! А что делалось в начале лета - огурцы цветут, тыквы цветут. Картошка цветет. Цветет малина, смородина, табак, фасоль. А подсолнуха, а мака, свеклы, лебеды, крону, моркови! Чего только не насадить паша неугомонная мать.

- Ничего в мире я так не люблю, как сажать что-нибудь в землю, чтобы проізростало. Когда вылезает именно из земли всякая росиночка, вот мне радость,- любила повторять она.

Огород к тому переповнявся растениями, что где-то среди лета они уже пе помещались в нем (А. П. Довженко).

Формулировка темы, цели и задач урока (с участием учащихся)

 

II. Процессуально-деятельностный этап

Самостоятельная работа в парах и группах по темам

«Правописание существительных», «Правописание прилагательных», «Правописание числительных», «Правописание местоимений», «Правописание глаголов», «Правописание наречий», «Правописание служебных частей речи», «Правописание возгласов».

Подберите примеры па все случаи правописания указанной части речи.

Взаємоперевірка групповой деятельности

Ознакомьте одногруппника с правилом и примерами к нему.

Наблюдения над пунктуацией и выборочное списывание

Прочитайте предложение. Объясните знаки препинания перед словом как. Одно-два из них перепишите в тетради.

1. По черной земле везде расцветают, как маки, огненные цветки (Г. Коцюбинский). 2. В горах Брянский как командир встретился

с новыми трудностями (О. Гончар). 3. На дерево смотри, как родит, а на мужа, как делает (Народное творчество). 4. Село - как на ладони (Марко Вовчок). 5. Я эти дни хожу как сам не свой (А Головко). 6. Как на свои четырнадцать лет, Катя кажется почти взрослой (В. Козаченко).

Работа со словарем (орфографічним, иноязычных слов, русско-украинским и т.д.)

Выпишите слова, в написании которых вы могли бы допустить ошибки. Подчеркните орфограми. Запомните их.

Свободный диктант

Передайте (письменно) основное содержание текста, следя за соблюдением орфографических и пунктуационных норм, сохраняя отдельные диалоги.

УЖЕ ШЛА ВЕСНА

Первыми увидели, как ожила и заговорила с холодным берегом река, воробьи.

- Просыпайся! - говорила река береговые.- Хватит уже тебе спать. Всю же зиму проспал!

- Зиме конец! Зиме конец! - выкрикивали над рекой воробьи.- Нам не будет холодно, нам не будет голодно!

У реки было много детей, и она позвала их на помощь. Детей звали ее волнами. Набежали живые дети и стали хватать льодини, выбрасывать их па берег.

Здесь воробьи ожили. Они снова летали над рекой и говорили ей:

- Дай нам напиться весенней водицы.

- Что? - не поняла река.

Наконец и берег проснулся, услышал ту разговор.

- Они хотят весенней водицы, сестра,- сказал он реке. Брат реки был очень ученый и знал все языки в мире.

- Пейте вволю (Г. Слабошпицкий).

Творческая работа

Напишите небольшую статью (информацию) к местной или школьной газеты, используя различные виды простых и сложных предложений. Проверьте правильность написания с точки зрения орфографической и пунктуаційної грамотности.

 

III. Узагальнювально-систематизувальний этап

Фронтальные вопросы и задания

Какие орфограми и пунктограми составляют для вас определенные трудности?

Запишите предложения с обособленными второстепенными членами. Объясните знаки препинания при них.

Сделайте пунктуационный разбор предложения.

Серый, припорошенный весенней пылью степь сбегает па юг и стынет там голубым маревом; суровой линией стоят на нем сторожу могилы, насыпанные, может, татарвой, а может, свободолюбивым казачеством, что саблей и мушкетом защищало эти степи от вражеских нашествий (Г. Тютюнник).

 

IV. Контрольно-рефлексивный этап

Рефлексия

1. Подумайте и скажите, что легче написать грамотно в орфографическом и пунктуаційному отношении - диктант или творческую работу?

2. Как вы относитесь к собственным ошибок?

 

V. Домашнее задание

1. Подобрать примеры па сложные для вас правила правописания частей речи (одной или нескольких).

2. Написать небольшое сочинение о своей мечту (интересы, жизненные планы). Проверить правильность написания и постановку разделительных знаков.