УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
ВАЖНЕЙШИХ СВЕДЕНИЙ ПО ЛИНГВИСТИКЕ ТЕКСТА И СТИЛИСТИКЕ
Урок № 23
ОРФОГРАФИЧЕСКИ-ПУНКТУАЦИОННЫЙ
ПРАКТИКУМ. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОПИСНОЇ ГРАМОТНОСТИ: ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В
ПИСЕМНОМУ РЕЧИ ВО ВРЕМЯ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И СОЗДАНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ИЗВЕСТНЫХ
ОРФОГРАМ И ПУНКТОГРАММ
Цель: совершенствовать правописну грамотность
одиннадцатиклассников; развивать готовность повторять правила правописания и
закреплять орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать стремление всегда
писать (и говорить) грамотно.
Межпредметные связи: язык и
литература.
Тип урока: обобщение и систематизация
знаний, умений и навыков.
ХОД УРОКА
И. Мотивационно-организационный этап
Объяснительный диктант
► Написать диктант, объяснить
орфограми и пунктограми.
В этом кратком очерке автобиографического
кино-рассказы автор спешит сделать сразу некоторые признания: в его реальный
повседневный мир что не день, то чаще начинают вторгаться воспоминания.
Что вызывает их? Долгие годы разлуки
с землей родителей, то уже так положено человеку, что приходит время, когда
изучены в давно минувшем детстве басни и молитвы всплывают в памяти и
заполоняют всю ее жилище, где бы не стояла она.
А может, что то и другое вместе и в
такой же мере, как и непобедимое желание, перебирая драгоценные детские
игрушки, что всегда где просматриваются в наших делах, осознать свою природу па
ранней предрассветной зари круг самых ее первоначальных источников. И первые радости, и
переживания, и волшебство первых увлечений детских...
До чего же хорошо и весело было в
нашем огороде! Вот как выйти из сеней и посмотреть вокруг - напрочь все
зеленое и буйное. Л сад было как зацветет весной! А что делалось в начале лета -
огурцы цветут, тыквы цветут. Картошка цветет. Цветет малина, смородина,
табак, фасоль. А подсолнуха, а мака, свеклы, лебеды, крону, моркови! Чего
только не насадить паша неугомонная мать.
- Ничего в мире я так не люблю, как
сажать что-нибудь в землю, чтобы проізростало. Когда вылезает именно из земли всякая росиночка,
вот мне радость,- любила повторять она.
Огород к тому переповнявся
растениями, что где-то среди лета они уже пе помещались в нем (А. П. Довженко).
Формулировка темы, цели и задач
урока (с участием учащихся)
II. Процессуально-деятельностный этап
Самостоятельная работа в парах и группах
по темам
«Правописание существительных», «Правописание
прилагательных», «Правописание числительных», «Правописание местоимений», «Правописание
глаголов», «Правописание наречий», «Правописание служебных частей речи», «Правописание
возгласов».
► Подберите примеры па все случаи
правописания указанной части речи.
Взаємоперевірка групповой деятельности
► Ознакомьте одногруппника с правилом
и примерами к нему.
Наблюдения над пунктуацией и
выборочное списывание
► Прочитайте предложение. Объясните
знаки препинания перед словом как. Одно-два из них перепишите в тетради.
1. По черной земле везде
расцветают, как маки, огненные цветки (Г. Коцюбинский). 2. В горах Брянский как
командир встретился
с новыми трудностями (О. Гончар). 3.
На дерево смотри, как родит, а на мужа, как делает (Народное творчество). 4.
Село - как на ладони (Марко Вовчок). 5. Я эти дни хожу как сам не свой (А
Головко). 6. Как на свои четырнадцать лет, Катя кажется почти взрослой (В.
Козаченко).
Работа со словарем (орфографічним,
иноязычных слов, русско-украинским и т.д.)
► Выпишите слова, в написании которых вы
могли бы допустить ошибки. Подчеркните орфограми. Запомните их.
Свободный диктант
► Передайте (письменно) основное содержание
текста, следя за соблюдением орфографических и пунктуационных норм, сохраняя
отдельные диалоги.
УЖЕ ШЛА ВЕСНА
Первыми увидели, как ожила и
заговорила с холодным берегом река, воробьи.
- Просыпайся! - говорила река
береговые.- Хватит уже тебе спать. Всю же зиму проспал!
- Зиме конец! Зиме конец! -
выкрикивали над рекой воробьи.- Нам не будет холодно, нам не будет голодно!
У реки было много детей, и она
позвала их на помощь. Детей звали ее волнами. Набежали живые дети и
стали хватать льодини, выбрасывать их па берег.
Здесь воробьи ожили. Они снова летали
над рекой и говорили ей:
- Дай нам напиться весенней водицы.
- Что? - не поняла река.
Наконец и берег проснулся, услышал ту
разговор.
- Они хотят весенней водицы,
сестра,- сказал он реке. Брат реки был очень ученый и знал все языки в мире.
- Пейте вволю (Г. Слабошпицкий).
Творческая работа
► Напишите небольшую статью
(информацию) к местной или школьной газеты, используя различные виды простых
и сложных предложений. Проверьте правильность написания с точки зрения орфографической
и пунктуаційної грамотности.
III. Узагальнювально-систематизувальний этап
Фронтальные вопросы и задания
► Какие орфограми и пунктограми
составляют для вас определенные трудности?
► Запишите предложения с обособленными
второстепенными членами. Объясните знаки препинания при них.
► Сделайте пунктуационный разбор предложения.
Серый, припорошенный весенней пылью
степь сбегает па юг и стынет там голубым маревом; суровой линией стоят на
нем сторожу могилы, насыпанные, может, татарвой, а может, свободолюбивым казачеством,
что саблей и мушкетом защищало эти степи от вражеских нашествий (Г. Тютюнник).
IV. Контрольно-рефлексивный этап
Рефлексия
1. Подумайте и скажите, что легче
написать грамотно в орфографическом и пунктуаційному отношении - диктант или
творческую работу?
2. Как вы относитесь к собственным
ошибок?
V. Домашнее задание
1. Подобрать примеры па сложные для
вас правила правописания частей речи (одной или нескольких).
2. Написать небольшое сочинение о своей
мечту (интересы, жизненные планы). Проверить правильность написания и постановку
разделительных знаков.