Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 21

Тема. Обстоятельство и его виды по значению

 

Цель: углубить знания учащихся об обстоятельстве; ознакомить их с видами обстоятельств по значению; развивать у детей логическое мышление; воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся выделяют по вопросу обстоятельство; различают виды обстоятельств по значению; используют обстоятельства в речи.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

Объяснительный диктант.

Расставьте в предложениях тире и дефис, объясните их постановку. Человек — это ряд его поступков. На шум прибежал повар- немец. Пробив скорлупку, птенчики-дубки вонзили в землю клювы-корешки. (В. Берестов) На опушке величаво раскинул крону старый дуб-великан. Пословица — всем делам помощница. Напрасный труд — удить без крючка и учиться без книги. Трудиться — значит быть счастливым. (Пословицы) Наша столица — город-герой.

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Задание учащимся.

Определите, какими членами предложения являются выделенные слова.

Машина ехала лесом. Все любовались лесом. К обеду дождь прошел. К обеду подали салат из капусты.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

1. Чтение теоретического материала.

[1] — с. 99.

[2] — с. 73-74.

2. Выполнение упражнений.

[1] — Выборочный диктант. Выпишите из текста обстоятельства вместе со словами, к которым они относятся; поставьте к ним вопросы, определите вид обстоятельств и способ выражения.

И пусть бывает в жизни нелегко,

И не всегда судьба тебе послушна,

Живи красиво, вольно, широко,

Люби людей — светло и простодушно.

Ищи свою дорогу с малых лет,

Уверенно вперед иди сквозь годы,

Оставь на этой лучшей из планет

Свой яркий след, свои живые всходы.

(С. Островой)

[2] — 188 (письменно).

Тренировочные упражнения.

1. Составьте предложения со следующими словосочетаниями. В роли каких членов предложения они выступают? Определите виды обстоятельств.

Выполнил вопреки опасениям; приехал, несмотря на занятость; сделает с помощью друга; добьется при условии упорных тренировок.

2. Определите, каким членом предложения является инфинитив. Определите виды обстоятельств.

Мы решили поговорить о деле. Мы приехали поговорить о деле. Я буду просить вашей помощи. Я пришел просить вашей помощи. Всем полезно дышать свежим воздухом. Вечером мы вышли подышать свежим воздухом.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Словарный диктант с дополнительным заданием.

Вспомните правописание наречий, запишите их под диктовку. С тремя наречиями составьте предложения. В роли каких обстоятельств они выступают?

По-прежнему, по-волчьи, вручную, изредка, влево, без устали, с разбегу, во-первых, в-третьих, крепко-накрепко, точь-в-точь, плечом к плечу, дочиста, по-нашему.

Тренировочные упражнения.

1. К данным словам подберите обстоятельства разных видов.

Образец: Шел по дороге (быстро, вчера, не торопясь, размышляя, в деревню).

Читать, смотреть, учиться, путешествовать.

2. Замените обстоятельства времени, выраженные существительными с предлогами, деепричастиями или деепричастными оборотами. После мытья рук ребята идут в столовую. После завтрака мы обсуждаем распорядок дня. Он еще до окончания работы хвастается успехом. По приезде в город я отправился отыскивать старых друзей.

3. Определите роль инфинитива в предложениях.

Писатель начал работать над книгой. Ему рекомендовали жить в деревне. Он принял решение молчать. Я вышел освежиться. Я зашел проститься. У нее была привычка опаздывать. Путник остановился отдохнуть. Ребята решили искупаться.

4. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните обстоятельства места и времени.

Современное олимпийское летоисчисление ведется с 1896 года но Олимпийские игры существуют издавн.. . Они начались в Древн.. Грец.. в 776 году до нашей эры. Тогда игры проводились (в)течен.. летних месяцев в город.. Олимпия. Победитель получал в награду венок из ветвей маслины и на родин.. ему устраивалась торжестве.. ая встреча.

(В)последств.. стали проводи(т,ть)ся и зимние олимпийские игры называемые Белыми олимпиадами. Их счет веде(т,ть)ся с 1924 года.

(Из энциклопедии)

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] — 98 (письменно); [2] — 182 (устно).

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Беседа с учащимися.

— Что такое обстоятельство?

— Какими частями речи оно может выражаться?

— В роли каких обстоятельств выступает инфинитив?