Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 20

Тема. Приложение как особый вид определения. Дефис при приложении*

 

Цель: дать учащимся понятие о приложении; научить их правильно употреблять дефис и кавычки при приложениях; развивать у детей навык находить в предложении приложения; воспитывать культуру речи.

Ожидаемые результаты: учащиеся выделяют в предложении приложение: правильно употребляют дефис и кавычки при приложении.

Оборудование: учебник, схема, дидактический материал, карточки.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

Работа по карточкам.

КАРТОЧКА 1                                                     

Согласуйте причастия и прилагательные с определяемым словом, выпишите данные словосочетания. Какого вида эти определения?

В (протекавшая) за селом речке водилась рыба. Много грибов находили в лесах, (окружавшие) нашу деревню. В воздухе проносились (издавший) тонкий свист стрижи. (Приехавший) из города автобус привез ребят в лагерь. Я допустил (излишний) горячность и заставил себя извиниться. (Отправляющиеся) в поход ребята собирались возле школы. (Тягучий) песня доносилась откуда-то издалека.                                                               

 

КАРТОЧКА 2

Подчеркните члены предложения. Обозначьте согласованные и несогласованные определения.

Рыжий хвост лисы мелькнул в кустах. Ребята сооружали замок из мокрого песка. На девочке было белое платье из льна. Добыча пищи была его основной заботой. На дереве сидела птица с длинным клювом.

Практическая работа.

Подчеркните основу предложения. Определите синтаксическую роль инфинитива.

У него был талант подражать голосу животных. Я любил подражать голосу животных. Друзья часто просили меня подражать голосу животных.

У профессора была привычка работать по ночам. Я мог работать в его лаборатории. Профессор мне предложил работать в его лаборатории.

Катя старалась приучить сестренку читать. У нее была страсть читать книги о животных. Она любила читать.

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Задание учащимся.

Синонимичны ли данные слова и словосочетания? Чем объясняется разница в написании?

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

Чтение теоретического материала.

[1] — с. 95-96.

[2] — с. 68.

Ознакомление со схемой.

(См. с. 66.)

 

 

Тренировочные упражнения.

1. Перестройте словосочетания по образцу. Подчеркните приложения.

Летчик, испытывающий самолет; ковер, который сам летает; красивая Волга; моряк, работающий под водой; чудесные богатыри.

2. Согласуйте подлежащее со сказуемым. Найдите и подчеркните приложения. Объясните постановку знаков препинания.

Река Днепр после паводка затопил.. острова. Врач Иванова был.. назначен.. заведующ.. поликлиники. Вечерний концерт-загадка был.. очень интересн.. Девушка-водитель остановил.. машину. Летчик-космонавт Валентина Терешкова первой из женщин совершил.. полет в космос.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] — 92 (письменно).

[2] — 166 (письменно).

Практическая работа.

1. Спишите, ставя, где нужно, дефис. Подчеркните приложения. вставьте пропущенные буквы.

Только будут к..лосья кони о хозяине старом тужить. (С. Есенин) Пр..г..рюнились девушки ели. (С. Есенин) Над опавшей осиной м..гает звезда (не)дотрога. (В. Шефнер) Пустил Иван царевич стрелу, а ее в б..лоте л..гушка квакушка подхватила, и об..рнулась она душой девицей, Василисой красавицей. (Из сказки)

2. Запишите, исправив речевые ошибки. Подчеркните приложения.

Ребята поздравили мам с праздником Восьмым марта. Ребята готовят скворечники к празднику Дню птиц. В киноконцертном зале «Украине» состоялся городской конкурс команд КВН.

3. Вставьте в предложения пропущенные приложения.

Главная улица нашего города — улица ... В начале улицы, там где к ней примыкает ... площадь, находится театр имени ... На ... площади, напротив театра имени ..., установлен памятник ... А там, где ... площадь сливается с площадью ..., установлен памятник-бюст ... На . улице также находится Театр оперы и балета имени ... Напротив Театра оперы и балета расположен сквер ... За сквером ... находится Русский драматический театр имени ... На ... улице установлен величественный памятник ... Городскому саду в связи с открытием памятника было присвоено имя ... В глубине Сада имени ... находится киноконцертный зал ... Дальше по маршруту — площадь ... На площади находится университет имени ... Также на улице ... находится станция метро ...

Для справок: Сумская, Театральная, Т. Г. Шевченко, Н. В. Гоголь, площадь Поэзии, А. С. Пушкин, Н. В. Лысенко, сквер Победы, Украина; площадь Свободы, В. Н. Каразин, «Университет».

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] — 93 (письменно); [2] — 167 (письменно).

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Беседа с учащимися.

— В каких случаях ставятся дефис и кавычки при приложении?

— В каких случаях дефис и кавычки не ставятся?

___________________________________________________________

* Здесь и далее можно воспользоваться пособием: Зима Е. В. Слитно, раздельно или через дефис? — Харьков: Издательство «Ранок».