УРОК № 22
Тема. Сравнительный оборот
Цель: ознакомить учащихся со сравнительным оборотом; научить отличать обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом с союзами как, будто, словно, точно, от сказуемых, присоединяемых теми же союзами; развивать у детей навык постановки запятой перед обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом; воспитывать культуру речи учащихся.
Ожидаемые результаты: учащиеся отличают обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом с союзами как, будто, словно, точно, от сказуемых, присоединяемых теми же союзами; ставят запятую перед обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом.
Оборудование: учебник, дидактический материал, карточки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
- Проверка домашнего задания.
- Практическая работа.
Каждое из данных существительных введите в предложения в роли различных членов.
Школа, ученик, город.
- Работа по карточкам.
КАРТОЧКА 1
Определите роль инфинитива в предложениях.
Нам хотелось отдохнуть. Отдохнуть в этом году было необходимо. Мы решили поехать на дачу отдохнуть. У меня есть мечта — отдохнуть в Сочи. Учиться — наша главная задача. Я буду учиться в этой школе. У него появилось желание учиться. Я предложил ему учиться в нашем классе.
КАРТОЧКА 2
Составьте предложения, в которых обстоятельства места были бы выражены существительными в косвенных падежах.
Образец: Палаточный лагерь разбили недалеко от деревни (Р. п.). Летом я люблю отдыхать в деревне (П. п.).
Театр, музей, Россия.
КАРТОЧКА 3
Определите, каким членом предложения является слово дом.
Мы въехали в новый дом. Новый дом возвышался над старыми строениями. Нам показали новый дом улучшенной планировки. Эта новостройка — дом для молодых семей. Из моего окна видна крыша соседнего дома.
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Задание учащимся.
Сравните два предложения. В каждом предложении подчеркните основу. Какую синтаксическую конструкцию присоединяет союз как? Подумайте, почему запятая стоит только в первом предложении.
Встала в небе радуга цветная, как ворота на конце шоссе. (С. Орлов) — Дым как одеяло. (В. Луговской)
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Работа с учебником.
Чтение теоретического материала.
[1] — с. 100.
[2] — с. 75.
- Слово учителя.
Сравнительный оборот — это такое сочетание слов, которое путем сравнения образно характеризует действие или качественный признак предмета.
Сравнительный оборот, как и деепричастный, выделяется запятыми.
Например: Как парус, чайка там белеет в высоте. (А. Фет) Сравнительный оборот не выделяется запятыми, если:
— является именной частью составного сказуемого: Огонь был как стена;
— является частью фразеологического оборота: Он дрожал как осиновый лист;
— ему предшествует частица не: В доме все не как у нас;
— после слов почти, совсем: Он рассуждает совсем как взрослый.
- Тренировочные упражнения.
1. Допишите предложения, вставив сравнительные обороты и пропущенные запятые. Подчеркните обороты как члены предложения.
Молодой месяц висит над головой как... Ветер выл жалобно как... Белое воздушное облако плывет точно. Черная тяжелая туча ползет по небу как.
2. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните сравнительные обороты как члены предложения. Вставьте пропущенные буквы.
Твоя коса как сноп гречихи. (М. Светлов) Золотые словно звезды ж..луди нам в к..лени отр..хает дуб. (Н. Рыленков) Детство как прочита..ая кни..ка. (Р. Рождественский) И звезды будто стая перепелок по небу разбр..лись. (Р. Рождественский)
3. Прочитайте отрывки из стихотворений А. Пушкина. Найдите сравнительные обороты и определите их стилистическую роль в тексте.
Текст 1
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет
То заплачет, как дитя.
Текст 2
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные глядела,
И ты печальная сидела.
Текст 3
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
- Работа с учебником.
Выполнение упражнений.
[1] — 102 (опишите картину, используя сравнительные обороты).
[2] — с. 80 (опишите летний сад, используя сравнительные обороты).
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Тренировочные упражнения.
1. Составьте предложения с данными фразеологизмами. Подчеркните их как члены предложения. Нужна ли здесь запятая? К каждому фразеологизму подберите синоним.
Как свои пять пальцев, куда глаза глядят, спустя рукава, как на пожар.
2. Используя данные слова и различные сравнительные союзы, составьте предложения, в которых сравнительный оборот с данным словом выступал: а) в роли сказуемого; б) в роли обстоятельства образа действия. Объясните постановку знаков препинания.
Снег. Сахар. Зеркало.
3. Замените выделенные слова сравнительными оборотами. Используйте различные сравнительные союзы. объясните постановку знаков препинания.
Алмазами искрится снег в морозный солнечный день. Горная дорога вьется ужом. Этот цветок подобен розе. Над парком летал похожий на чайку белый бумажный змей. Коля катается на лыжах не хуже Сережи.
- Работа с учебником.
Выполнение упражнений.
[1] — 93 (письменно).
[2] — 429 (письменно).
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал, подготовиться к контрольной работе.
2. Выполнить упражнения: [1] — 97 (письменно); [2] — выписать из художественной литературы 5-6 предложений со сравнительными оборотами и подчеркнуть их как члены предложения.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Вопрос учащимся.
— Когда ставится и когда не ставится запятая при сравнительном обороте?