Раздел IV. СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ
Уроки 22-23. Структура сознания. Сознание и труд. Общение и речь
Цель: раскрыть основные понятия по теме (эмоции, мышление, воля, сверхсознание, интуиция); ознакомить учеников со структурой сознания; развивать умение формировать личные суждения и аргументы по проблеме.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: лекция с элементами беседы.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности учащихся
Беседа с учащимися
1. При каких условиях возникает сознание?
2. Если мы будем наблюдать за детьми разного возраста, которую различие в их сознании мы увидим?
III. Изучение нового материала
Учитель. Человеческое сознание существует в форме мыслей, целей, норм и т.д., в которых отражаются предметы и их свойства, а также отношения между ними. К тому же, сознание неразрывно связано с языком. Наши мысли воплощаются в словах и языковых конструкциях, благодаря ей они могут храниться и передаваться другим людям. Воспринимая слова и предложения, высказанные или написанные кем-то, человек опять-таки превращает их в формы своего сознания. Наконец, сознание может существовать в форме не только индивидуального сознания, то есть в форме понятий, идей какого-то конкретного человека, но и в форме групповой (например национальной или классовой) и общественного сознания.
Рассмотрим структуру индивидуального сознания.
Задания для учащихся
1. С помощью словаря выясните определения названных понятий.
2. Органом, с помощью которого человек может сознательно воспроизводить действительность, является мозг. Докажите, достаточно ли этого для возникновения сознания?
Учитель. Действительно, для развития сознания человек должен жить среди людей, постоянно общаться с ними, заниматься различными видами деятельности. Это значит, что сознание может развиваться только в обществе.
Многогранность духовной жизни общества включает в себя следующие составляющие: духовное производство, общественное сознание и духовная культура.
Общественное сознание является совокупностью идеальных форм (понятий, суждений, взглядов, чувств, идей, представлений, теорий), которые охватывают и отражают общественное бытие, они выработаны человечеством в процессе освоения природы и социальной истории.
Общественное сознание, таким образом, не только отражает общественное бытие, но и творит его, осуществляя опережающую, прогностическую функцию относительно общественного бытия.
Общественное сознание может существовать только тогда, когда есть конкретные ее носители - человек, социальные группы, сообщества, конкретные личности и другие субъекты. Без основных носителей общественного сознания - конкретных людей - она невозможна. Поэтому общественное сознание способно существовать и полноценно функционировать только в индивидуальном, то есть через индивидуальное сознание, которое является духовным миром данной конкретной личности, ее взглядами, чувствами, представлениями, настроениями.
Общественное и индивидуальное сознание находится в диалектическом единстве, поскольку у них общий источник - бытие людей, в основе которого лежит практика. Вместе с тем диалектическое единство общественного и индивидуального сознания не означает их абсолютной идентичности. Индивидуальное сознание конкретнее, многограннее, чем общественная. Она содержит неповторимые, присущие только конкретному человеку особенности, которые формируются на основе специфических особенностей его конкретного бытия. Важным является учет того обстоятельства, что сознание индивида есть не только знание, но и отношение к бытия, деятельности и собственно сознания. С другой стороны, общественное сознание - это не просто арифметическая сумма индивидуальных сознаний, а новое качество. Общественное сознание, по сравнению с индивидуальной, отражает объективную действительность глубже, полнее, а следовательно, и богаче. Она абстрагируется от тех или иных конкретных характеристик, свойств индивидуального сознания, впитывая наиболее значимое, существенное. Тем самым общественное сознание будто возвышается над сознанием индивидов. Однако это не означает нивелирования сознания индивида. Наоборот, учет специфики индивидуального сознания, ее многообразии, неповторимости, всего того, что составляет сущность духовности личности, является чрезвычайно важным условием формирования и развития ценностей духовной культуры, сознания человека.
Учитель. В зависимости от отношения к миру образуются формы общественного сознания: искусство, мораль, религия, наука, право, идеология. Кратко рассмотрим содержание названных форм общественного сознания.
В каждом обществе, кроме первоначального, важнейшей формой общественного сознания является политическая сознательность, которая воспроизводит политические отношения, политическую деятельность, что происходит в обществе. Она является совокупностью идей, взглядов, учений, политических установок, тех или иных методов, с помощью которых обосновываются и воплощаются в жизнь политические интересы субъектов общественных процессов.
Существенную роль в жизнедеятельности общества играет правовое сознание как совокупность знаний, взглядов на юридические права и нормы, регулирующие поведение людей в обществе. Она тесно связана с правовыми нормами и законами в соответствии с господствующими представлениями о законность, порядок, справедливость.
С правосознанием тесно связана другая форма общественного сознания - моральное сознание. Мораль является совокупностью, системой норм, правил поведения людей в обществе. В отличие от правовых норм, нормы морали не закреплены в юридических законах, а регулируются в обществе силой общественного мнения.
Важное место принадлежит эстетической сознания, которая отражает жизнь в художественных образах. В отличие от научного познания, что воспроизводит бытие в форме логических понятий и теорий, эстетическое сознание отражает его в конкретной чувственно-наглядной форме, в художественных образах, которые воздействуют на наши органы чувств, вызывают определенную эмоциональную реакцию, оценку.
Важное место в духовной жизни общества занимает религия, а также религиозное сознание. Она охватывает религиозную идеологию - более или менее устойчивую систему религиозных идей, взглядов на мир, которая разрабатывается, как правило, теологами, и религиозную психологию, которая состоит преимущественно стихийно и содержит несистематизированы религиозные чувства, настроения, обычаи, представления, связанные с верой в сверхъестественное, и т.д.
Экономическое сознание является продуктом осознание людьми экономических условий жизни, деятельности и отношений в виде экономических идей и взглядов, теорий и концепций, других духовных образований, отражающих отношение к экономической действительности.
Экологическое сознание является отражением экологической ситуации в каждой стране и в глобальном масштабе, пониманием необходимости перехода от «господства» над природой сознательного отношения к ней. Ее формирование на сегодня - одна из важнейших задач деятельности ученых, средств массовой информации, учебных заведений.
Историческое сознание - это осознание прошлого и его влияния на настоящее и через него - на будущее. Она является важным фактором формирования самосознания народа и человека, патриотизма, национального достоинства и т.д.
Про философию как форму общественного сознания речь идет от самого начала ее изучения, прежде всего как о теоретическую основу мировоззрения человека и общества.
Качественные преобразования в стране и современном мире, свидетельствуют о необходимости формирования общественного сознания и углубления ее роли в духовной жизни общества. Возрастает роль и значение всех уровней и форм общественного сознания, через которые происходит осмысление различных явлений и процессов общественной жизни, и формируются способы активного воздействия на них. Особенно актуальным это является для нашего современного украинского общества.
Задание ученикам
Проработайте приведены определение и назовите, о которых формы общественного сознания идет речь.
1. Форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах - живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке. (Культура)
2. Совокупность представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. (Религия)
3. Сфера духовной деятельности человека, направленная на отработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности, закономерности развития природы, общества и мышления. (Наука)
4. Система принципов и норм, которые могут осуществлять духовное влияние на поведение людей, служат идеалом человечности, гуманизма, гуманистической перспективы развития общества. (Нормы морали)
5. Система общеобязательных социальных норм, охраняемых государством. (Нормы права)
ИV. Итог урока
Блицопрос
1. Что мне было известно, с темы, которая изучалась?
2. О чем я узнал после изучения этой темы?
3. О чем я хотел бы узнать больше по этой теме?
V. Домашнее задание
На которой особенности сознания отмечал И. Кант, говоря, что представление о яблоке не имеет ни веса, ни вкуса, поэтому понятие «землетрясение» не может разрушить город, а талер в кармане и талер в голове - это не одно и то же? Сформулируйте эту особенность своими словами.