Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Педагогическая психология: учебное-методическое пособие

РАЗДЕЛ 3

 

1 НАУЧЕНИЕ И УЧЕНИЕ

 

1.1. Понятие о научение и учение

 

Научение - это устойчивое, целесообразное изменение деятельности, которое возникает благодаря предыдущей деятельности и не вызвана непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма, целесообразна смена внешней (физической) и внутренней (психической) активности индивида.

Но не любой. В частности, нельзя считать процессом научения физиологические изменения в ходе адаптации к темноте, под влиянием усталости или употребление психотропных веществ.

Как процесс и результат получения индивидуального опыта научение присуще как человеку, так и животному миру. Различие между ними заключается прежде всего в том, что в человека - это познавательный процесс усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности, а у животных - лишь процесс изменения видового опыта с целью приспособления его к условиям среды, которое меняется. Научение у животных происходит преимущественно на инстинктивной основе и состоит в совершенствовании и рекомбинируем врожденных элементов видового опыта с целью большего соответствия их условиям существования определенного животного. Таким образом, в каждом отдельном случае научение животных формируется целостный поведенческий акт, содержащий как врожденные, генетически фиксированные, т.е. видовые, так и индивидуально приобретенные компоненты. Основной формой научения у животных есть навык - программа автоматизированных способов реагирования на ситуацию. Способами научение в животном мире выступают такие:

• видовое научение - выработка в ходе эволюции вида безусловно-рефлекторных и инстинктивных реакций;

дрессура (дрессировка), т.е. выработка условных рефлексов под влиянием постоянно возникающих ситуативных факторов среды жизнедеятельности животного;

научение через инсайт как трансформация опыта отдельного животного вследствие решения предметных проблемных ситуаций с применением простейших интеллектуальных операций.

С целью более глубокого выяснения различий научение у животных и человека В. М. Леонтьев предлагал использо-вать для адекватного понимания сущности этих процессов такие категории, как приспособление и присвоение, подчеркивая тем самым реактивность поведения животных и активность, субъектность человека в ситуации научения. Такие различия обусловлены, прежде всего, потенциалом психического отражения человека и животного. Так, у животных отображения объективного мира происходит только с опорой на внешне представленные физические свойства предметов окружения, которые непосредственно влияют на их органы чувств и связанные с удовлетворением их жизненных потребностей. Вместе с тем человеку доступны не только физические отношения элементов ситуации, а еще и их логических (частного к общему, вида к роду, конкретного - к абстрактному и т.д.) и функциональные отношения (действия - до результата, причины - к следствию, средства - цели и т.п.).

Передача и усвоение таких неочевидных характеристик осуществляются, как известно, исключительно через понятия, которые зафиксированы в отдельной системе знаков - языке. Даже объективные физические качества вещей человек всегда воспринимает не непосредственно, а через систему категорий общественного опыта. В каждом отдельном случае такие понятия возникали в конкретного человека. И в совокупности, учитывая фактор преемственности, они отражают опыт и знания, накопленные всем человечеством. Поэтому научение понятиям, обозначаемые словами, - это, по сути, овладение человеком тех знаний, накопленных всем человечеством в ходе его исторического развития. Кроме овладения знаниями в процессе научения человек способен к адаптации специфических навыков - сознательно усвоенных и автоматизированных приемов и способов работы, которые выступают элементами более сложной деятельности, а также выработка умений как обретение специфической способности успешно использовать приобретенные знания и навыки умственной деятельности в процессе решения практических задач.

Итак, качественная расхождение между научінням человека и животного заключается, во-первых, в разнице механизма отображения и, во-вторых, в принципиальной разнице программ поведения и деятельности как результата обучения.

Научение у человека и животных может осуществляться на двух уровнях: рефлекторном и когнитивном.

Рефлекторный уровень является генетически первичным, где научение как усвоение определенных стимулов и реакций может осуществляться автоматически и бессознательно. Здесь принято выделять три разновидности: сенсорное научение, моторное и сенсорно-моторное. В рамках первого нарабатывается различение чувственных сигналов - образов восприятия и сравнение форм, цветов, звуковых фонем и др. Через моторное научение происходит объединение движений в программы. Таким образом формируются такие моторные координации, как письмо, хождение, звуковисловлювання. Результатам сенсорно-моторного научения как синтеза активности двух предыдущих механизмов у человека выступают навыки преодоления препятствий во время ходьбы, реагирования на зуммер при пользовании телефоном и т.д.

Когнитивный уровень научение предполагает использование операций выявления, отбора, обобщения и закрепления существенных связей, целесообразных способов активности с целью их адекватного применения. Здесь выделяются подуровни практического и интеллектуального научения. Первое осуществляется на основе чувственного опыта. Предметом научение здесь есть фактические знания и практические действия, а результатом научения выступают сложившиеся представления и практические умения. Интеллектуальное научение предполагает научение понятиям (обобщенным теоретическим знанием), научение мышлению (мыслительным операциям) и научение теоретическим умением (умение решать задачу, доказывать тезис т.д.). Понятно, что интеллектуальное научение является исключительно человеческой прерогативой. Как и практическое, в человека оно осуществляется на основе наблюдения, осмысления и самоконтроля, которые руководствуются сознательно поставленными или принятыми целями и задачами.

По критерию наличия или отсутствия исходного намерения научиться научение разделяют на стихийное (случайное) и целесообразным (организовано). Принципиальная разница между ними заключается в характере конечной цели деятельности субъекта. Так, в ситуации стихийного научения конечный результат в виде овладения общественным опытом не совпадает с непосредственными целями активности индивида. Например, ребенок в желании играть усваивает правила игры, учится регулировать свои непосредственные намерения. А взрослые попадают в ситуацию стихийного научения каждый раз при покупке очередной покупки, к которой прилагается инструкция по использованию, или же оказываясь перед необходимостью овладеть новым видом деятельности с целью дальнейшего осуществления ее для удовлетворения определенных потребностей.

Организованное или целесообразным научение - это учения, под которым понимается специальная деятельность человека, которая имеет прямой целью научиться чему-то. Такое научение является деятельностью присвоение общественного опыта, что руководствуется осознанными познавательными мотивами и целями. Для эффективного осуществления обучения подрастающего поколения общество создало специальный социальный институт - школу, основная цель существования которой - организовывать целенаправленное научение. Последний процесс, как известно, носит название обучения. Он предусматривает организацию, стимуляцию и управления учением через создание соответствующих учебных программ, развитие мотивации учебной деятельности шля-хом формирование познавательных интересов и управление деятельностью ученика с помощью методов обучения.

Несомненным преимуществом стихийного научения является исключительная самостоятельность активности субъекта, его высокая мотивированность и ориентация на достижение промежуточных и конечных результатов деятельности. Вместе с тем, в отличие от организованной учебной деятельности, эффективность такой деятельности значительно ниже. Поскольку в условиях отсутствия квалифицированной помощи при подборе направлений и средств обучения индивид с необходимостью обречен на фрагментарность и хаотичность (бессистемность) усвоенных знаний, неоправданно большие затраты времени, необходимого для поиска, осознания и усвоения социально значимого и общественно полезного опыта.