2. Личность в деятельности и общении
2.1. Психологические основы деятельности человека
Вопрос. Задача
1. В чем принципиальное отличие деятельности человека от сложных форм поведения животных?
2. Дайте характеристику взаимосвязей между основными компонентами деятельности.
3. Как соотносятся внешние (предметные) и внутренние (умственные) действия в процессе их становления?
4. Совершите графическое изображение процесса усвоения навыка.
5. Какую роль играет сознание при формировании навыков и умений?
6. Существует взаимодействие умений?
7. Чем отличается умение от навыка?
8. Установите черты сходства и различия, которые существуют в игре детей и деятельности взрослых.
9. Известна древняя легенда о мастерах, которые сносили камни на место будущего строительства. Когда одного из них спросили, что он делает, тот сказал: «Разве не видите, я таскаю камни». Второй на это вопрос ответил: «Я стараюсь заработать себе на хлеб». Третий ответил: «Я строю дом, где будут жить люди». Объясните причину различий в ответах мастеров. Чем обусловлено это явление?
10. Подберите из перечня признаки, присущие каждому из трех понятий - «деятельность», «действие», «движение»: познавательный, теоретический, перцептивный, импульсивный, практический, трудовое, умственное, учебный, предметный, прирожденный, волевой, игровой, целеустремленный, общественный, реальный, внутренний.
Литература
Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М„ 1980.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
Давыдов В. В. Нерешенные проблемы теории деятельности// Психологический журнал. - 1992. - № 2.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.
Милерян Е. А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. - М., 1973.
Никуленко О. А. Некоторые проблемы теории деятельности// Вопросы психологии. - 1984. - № 4.
Степанов А. М. Перенос знаний и умений как проблема педагогической психологии// Научные записки Тернопольского педуниверситета. Серия «Педагогика и психология». - 1997. - № 1(3).
Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
Эльконин Д. Б. Теория игры. - М., 1972.