Урок 21
Тема. Сочетание однородных членов предложения с помощью союзов
Цель: совершенствовать знания о структуре предложения, продемонстрировать связь между однородными членами предложения с помощью союзов; развивать умение интонационно правильно читать предложения с однородными членами предложения, ставить знаки препинания на письме; воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: таблица «Однородные члены предложения».
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
1. Работа с упражнением 78
- Прочитайте предложение. Назовите однородные члены предложения.
- Объясните, какими членами предложения являются однородные члены.
- Какие знаки препинания вы использовали на письме?
2. Фронтальное опрос
Провести по таблице, составленной на предыдущем уроке.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
- Образуйте словосочетания: сидел (стул); видел (театр); путешествовал (горы).
- Связаны ли слова в этих словосочетаниях?
- А можно ли отнести к предлогов слова и, а, но, и?
- А какая это часть речи?
III. Объявление темы и цели урока
- Сегодня мы познакомимся с новой частью речи и расширим свои знания о однородные члены предложения.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Коллективная работа с упражнением 79
- Выпишите однородные члены предложения со словами, что их связывают.
- Обратите внимание на запятые. Всегда ли они стоят между однородными членами предложения?
- А когда не ставятся?
2. Работа с правилом
- Ознакомьтесь с правилом на с. 39.
- С какой новой частью речи мы познакомились?
- Какую работу они выполняют в языке?
- Расскажите об употреблении союзов с однородными членами предложения. Что интересного вы заметили?
- Заполните схемы.
3. Комментарий к домашнему заданию
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Работа с учебником
Упражнение 81 (1) выполнить коллективно устно.
Задача 81 (2, 3) - самостоятельно.
Проверка - взаємоперевірка в парах.
2. Тренировочный диктант
- Внимательно слушая интонирование предложений, попробуйте их записать, правильно употребляя комы. Целесообразно организовать комментирование предложения сразу же после написания.
VI. Итог урока
- Расскажите о своих впечатлениях от урока.
- Что больше всего заинтересовало вас?
- Расставьте соответствующие знаки препинания в поговорках.
• Трижды меряй а раз режь.
• Умирать готовься а хлеб оры.
• Хлеб и вода - казацкая еда.
• Хорошее, и не наше.
• И стыд говорит, и грех потаїть.
- Когда так говорят?
VII. Домашнее задание
С. 39, 40 - правила; упражнение 82.