УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
ВАЖНЕЙШИХ СВЕДЕНИЙ ПО ЛИНГВИСТИКЕ ТЕКСТА И СТИЛИСТИКЕ
Урок № 20
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ №11.
ГОВОРЕНИЕ. ПИСЬМО. ВЫСТУПЛЕНИЕ НА
СЕМИНАРАХ, СОБРАНИЯХ, КОНФЕРЕНЦИЯХ. КОНСПЕКТ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ.
КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ, ЧТО
ВОСПРИНИМАЮТСЯ НА СЛУХ
Цель: повторить и обобщить
знания учащихся о публичное выступление, ознакомить с приемами установления и
сохранение контакта с аудиторией; развивать павички публичного выступления, чтение
молча, мовленнєво-коммуникативные умения конспектирования высказываний, что
воспринимаются на слух, логическое мышление, умение работать в группе, обогащать
словарный запас; воспитывать самостоятельность, уважение к родному языку, его красоте и
богатства.
Внутри-предметные связи:
синтаксис текста, стилистика, лексикология.
Тип урока: урок развития речевой
компетенции.
ХОД УРОКА
И. Мотивационно-организационный
этап
Мозговой штурм
► Как вы считаете, от чего зависит
успех выступления на семинарах, собраниях?
Материал для учителя
Целесообразно объединить учащихся в две-три
группы и предложить им ответить на это вопрос, заполнив схему:
Материал для учителя
Умение подготовить речь, свободно
держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и
безошибочно реагировать на поведение аудитории - таковы объективные требования к тому,
кто стремится сделать желаемое воздействие на слушателей.
II. Процессуально-деятельностный
этап
Работа в группах
Группа 1
► 3 каких частей должен состоять
выступление? Охарактеризуйте содержание каждого из них.
Группа 2
► Какие существуют способы выступления? В
почему преимущества свободного изложения доклада, без чтения написанного и
заучивание наизусть?
Группа С
► Которых этических норм и принципов
нужно соблюдать во время выступления?
Группа 4
► Какую роль играют паузы в
публичном вещании?
Группа 5
► Сформулируйте советы для тех, кто
после выступления на конференции будет отвечать на вопросы.
Материал для учителя
Выступление должно состоять из трех
частей: вступление (10-15%), основная часть (60-65%), заключение (20-30%). Во вступлении
часто формулируют не только тему, но и стержневую идею. Основная часть - проблемный
изложение, всестороннее обоснование основного тезиса. В заключении можно повторить
основную идею, повторить до главных моментов.
Чтение написанного текста как способ
выступления является неэффективным, а запоминание привязывает оратора к тексту, сковывает
его мнения. Наиболее эффективный способ - свободное изложение, когда оратор
только заглядывает в конспект.
Выступление на публике всегда
подчинен определенным этическим принципам: дружелюбие, терпимость,
тактичность, толерантность.
Фразы в выступлении не должны быть
длинными. Слова звучат убедительнее после коротких пауз. После долгих
выводов тоже необходимо делать паузу.
Во время ответов на вопросы следует
придерживаться таких правил: 1. Делать паузу после вопроса. 2. Правила этикета
требуют выражения благодарности за поставленный вопрос, за любопытство, что проявил
собеседник до вашего выступления. 3. Сложный вопрос желательно разделять на
составные части. 4. Если вопрос поставлен пе достаточно понятно, можно
просить повторить или уточнить, что именно интересует собеседника. 5.
Отвечать дружелюбно, с уважением к тому, кто задал вопрос.
Проверка работы групп
► Конспектирование высказываний, что
делают представители каждой группы.
Чтение молча
► Прочитайте текст, сделайте выписки
из темы «Ораторские приемы сохранения внимания аудитории».
Устное общение разделяют на
публичное и частное. Особой разновидностью устного общения является публичный
выступление. Одно из главных условий успешности доклада - умение докладчика устанавливать
и сохранять контакт с аудиторией.
Контакт с аудиторией необходим для
привлечение внимания слушателей, для того, чтобы речь воспринималась легко и с
интересом и чтобы выливать на слушателей (для этого мы, собственно, и говорим!).
Контакт с аудиторией начинается с
паузы (перед началом выступления, пока люди не сосредоточились). Ошибка оратора:
останавливать аудиторию, нуждаться в тишине, делать замечания тем, кто опоздал.
Одним из важных составляющих является
умение оратора установить зрительный контакт с аудиторией. Зрительный контакт - это
не только способ связи с аудиторией с целью донести до нее необходимую информацию,
но и способ получить обратную связь от аудитории - насколько аудитория
поняла сказанное (возможно, необходимо что-то повторить).
Какой бы интересной не была тема, внимание
аудитории со временем рассеивается. Ее необходимо поддерживать с помощью таких
ораторских приемов:
1) прием вопросы - ответы.
Оратор ставит вопросы и сам дает ответ, выдвигает возможные сомнения и
возражения, выясняет их и приходит к общему выводу;
2) переход от монолога к диалогу
(полемике) позволяет привлекать к процессу обсуждения отдельных участников,
активизировать тем самым их интерес;
3) прием создания проблемной
ситуации. Слушателям предлагается ситуация, которая требует вопрос «Почему?», что
стимулирует их познавательную активность;
4) прием новизны информации,
гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять;
5) показ практической значимости
информации;
6) использование юмора позволяет
быстро завоевать аудиторию;
7) краткое отступление от темы дает
возможность слушателям «отдохнуть»;
8) замедление темную с постепенным
понижением силы голоса способствует привлечению внимания к главных моментов выступления
(прием «тихий голос»);
9) прием градации - нарастание
смыслового и эмоционального значения слова. Градация позволяет усилить, добавить
эмоциональной выразительности фразе, сформулированной мысли.
Важный критерий оценки того, кто
выступает перед аудиторией - техника речи. Ее составляющие:
1) дикция (лат. diction - «произношение») - это произношение звуков.
Существует целый ряд специальных упражнений, которые формируют четкую дикцию (провозглашение в
разном темпе скороговорок, а также специальной техники дыхания);
2) темп (от лат. terhpus - «время») - это скорость нашей речи,
то время, за которое мы произносим текст. Нормальный темы украинского языка - 120
слов за минуту. (Это означает, что одна страница компьютерного текста, который
напечатано через 1,5 интервала, должна читаться за 2-2,5 минуты);
3) тембр - дополнительное
артикуляційно-акустическая окраска голоса, его колорит. По тембру голоса
устанавливается его тип: бас, баритон, тенор, сопрано, колоратурное сопрано
т.д.
Тип голоса может быть общим, но
у каждого человека свой тембр, свой тембровый оттенок;
4) интонация (от лат. intonare - громко произносить») - важный
содержательно раздельный средство языка.
Мастерство оратора проявляется в
усилении влияния жеста, мимики. От значимых жестов, которые способствуют успеху речи,
необходимо отличать бессмысленные, механические (крутить головой, поправлять
волосы, одежда, крутить ручку и т.п.). Утверждают, что удачный и совершенный
жест тот, который не замечают слушатели, то есть органично сливается с содержанием
языка.
Основным признаком чувств того, кто
говорит, есть выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, она
способна передать гамму переживаний: радость и сожаление, сомнение, иронию, решимость.
Выражение лица должно соответствовать характеру речи. Лицо и весь внешний
вид оратора должны выражать доброжелательное и даже дружелюбное отношение.
Аудитория не любит сердитых или равнодушных (По Г. Баран, 498 слов).
Деловая игра
► Организуйте кажущуюся конференцию с
темы «Мое будущее зависит от выбора профессии».
► Все выступления конспектуйте.
III. Контрольно-рефлексивный этап
► Подведение итогов, определения
лучших ораторов.
IV. Домашнее задание (на выбор)
► Написать сочинение-миниатюру по теме
«Какую профессию я выбираю».
► Подобрать цитаты, крылатые выражения,
пословицы о важности выбора профессии.