Уроки человек и мир
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЧЕЛОВЕК И МИР. 11 класс.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Раздел IV. СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ

 

Врок 21. Понимание сознания

 

Цель: определить сущность и происхождение сознания; выяснить основные признаки и функции сознания; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать межпредметные связи.

Тип урока: усвоение нового материала.

Форма проведения урока: лекция с элементами дискуссии и беседы.

Эпиграф:

• Люди не рождаются, а становятся теми, кем они являются. (К. Гельвеций)

ХОД УРОКА

 

И. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Дискуссия с учащимися на тему «есть Ли сознание у животных?»

1. Разве только человеку присуще сознание?

2. Чем человек отличается от животных?

3. У всех людей есть сознание?

 

III. Изучение нового материала

Понятие сознания

Учитель. Все живое на Земле способно воспроизводить окружающую действительность, однако с неодинаковой достоверностью, поскольку это зависит от уровня организации нервной системы, в частности от развития головного мозга. простейшим организмам присуща биологическая форма отражения - раздражимость. Животные с более развитой нервной системой и головным мозгом отражают предметы как целостные образы, им присущи индивидуальные формы поведения, которые называются навыками. Более важным свойством человека, которая выделяет ее из природной среды, является наличие сознания. Сознание человека - это результат ее длительной эволюции.

Задание ученикам

• Проанализируйте высказывания К. Маркса: «Способ, каким существует сознание, по каким нечто существует для него, это - знание... Нечто возникает для сознания настолько, насколько оно знает это нечто». О какой признак сознания идет речь?

- Да, речь идет о важном признаке сознания - контролировать и совершенствовать процесс формирования знаний.

Сознание - это понимание человеком окружающего мира, самого себя и других людей. Она развивается под влиянием условий и включает совокупность знаний о мире (самосознание, возможность деятельности, отношение ко всему, что происходит вокруг).

Задание ученикам

• Может развиваться человеческое сознание у ребенка без контактов с обществом людей?

Анализируя ответы, аргументы учащихся, делаем вывод, что индивидуальное сознание - результат общения людей.

Общение - это не только индивидуальный акт, но и общественный. Докажите, почему это так.

Самосознание - рефлекторное (отражающее) сознание, с помощью которой человек конкретно осознает себя в своих собственных умственных действиях и состояниях; самоосознания. Самосознание является осознанием личностью самой себя, в отличие от других субъектов и мира вообще.

«Ребенок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет она везде и вокруг называет себя по имени - как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по ним субъект».

Юность считается периодом повышенной самосознания. Лицо с хроническим наклоном относительно самосознания может быть стеснительным или інтровертною. Переживая самосознание, человек осознает даже самые маленькие из своих собственных поступков. Такое осознание может нарушить способность человека выполнять сложные поступки. Например, пианист может «задохнуться», потерять уверенность и даже способность выполнения в момент, когда он замечает публику. Это является функцией психологического феномена общественного содействия.

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя субъектом деятельности, в результате которой представления человека о самом себе складываются в мысленный образ Я.

В отличие от самообізнаності, самосознание может часто создавать проблемы. Она часто ассоциируется со стыдом и замешательством высшего общества и может влиять на самооценку. В положительном контексте она может повлиять на развитие индивидуальности, поскольку люди, имеющие высокое самосознание, вплотную приближаются к познанию себя. Самосознание влияет на людей в разной степени, поскольку некоторые постоянно же-созерцать или само-занятым, а другие вполне пренебрегают собой.

Психологи различают два вида самосознания - личную и общественную. Личное самосознание - это склонность личности наблюдать самого себя и свои ощущения. Общественное самосознание является осознанием личностью самой себя с точки зрения других, результатом которой является самонаблюдение и общественная тревога. Как личное, так и общественное самосознание рассматриваются как черты личности, остаются сравнительно стабильными с течением времени.

В рамках социальных наук используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», что означают осознание членами группы наличия данной группы, ее особенностей и целей в общественном мире.

Разные уровни самосознания влияют на поведение, поскольку для людей является привычным действовать по-другому, когда они «теряются в толпе».

 

Самосознание с точки зрения философии

В философии самосознание есть осознание самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Результатом такой рефлексии является знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени - удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь, единство самосознания является условием какого-либо единства в мире. В чисто философском смысле сознание есть всегда, она понимается как собственно способ бытия и данности мира.

Беседа с учащимися

1. Как связаны между собой сознание и самосознание?

2. Как возникает самосознание?

3. Что вы думаете о свое самосознание?

4. Связаны ли между собой самосознание и самочувствие?

5. Попробуйте с помощью мимики и жестов выразить свое самочувствие.

 

ИV. Підсумок урока

Учитель. Вернемся к эпиграфа урока - слов К. Гельвеция. Итак, как вы их понимаете? Какое значение имеет сознание в жизни человека?

 

V. Домашнє задачи

1. Дайте письменный ответ на вопрос, приведите примеры бессознательного поведения.

2. Правильным является высказывание «он совершил неосознанно»?